Вопрос-ответ

ЕМЦ 129 рублей – что это означает?
  • С 1 июля 2021 года запрещена продажа сигарет ниже установленной государтсвом единой минимальной цены (ЕМЦ). В 2024 году ЕМЦ составляет 129 рублей за пачку. Стоимость сигарет ниже 129 рублей – признак нелегальности сигарет.
  • Минсельхоз рассчитывает единую минимальную цену по минимальному значению ставки акциза на пачку табачной продукции, ставке налога на добавочную стоимость и повышающему коэффициенту. Таким образом, показатель единой минимальной цены будет меняться.
  • Единая минимальная цена на табачную продукцию с 1 января 2024 года составляет 129 рублей.
  • ЕМЦ - это индикатор, как для потребителей, так и для контролирующих органов, позволяющий выявлять продукцию нелегального происхождения с неуплаченным акцизом и другими налогами.
Как коронавирус повлиял на нелегальный рынок сигарет?

Как пандемия коронавируса повлияла на распространение нелегальных сигарет?

В период разгара пандемии большинство стран ввело ограничения на передвижение через границы, что сократило возможности контрабандистов по ввозу нелегальных грузов. На время были закрыты места массовой торговли – рынки и ярмарки, в том числе те, где традиционно продавали нелегальные сигареты. Параллельно борьбу с «серым» табаком усилили правоохранительные органы.

Как помочь борьбе с нелегальными сигаретами

Если вы выявили факт продажи нелегальных сигарет - проявите гражданскую позицию. Напишите заявление в правоохранительные органы, в первую очередь Роспотребнадзор, или сообщите о нарушении через любое из мобильных приложений:

 

С их помощью вы сможете быстро и удобно сообщить правоохранителям о правонарушении и внести вклад в борьбу с проблемой, которая все больше угрожает каждому из нас. 

Что такое нелегальные сигареты и чем они опасны

Нелегальные сигареты — это подделки (контрафакт) и контрабанда. Производство и оборот нелегальных сигарет не контролируется государством, поэтому никто не может гарантировать, что эти сигареты произведены из качественного сырья и с соблюдением технологического процесса. С продажи нелегальных сигарет не уплачиваются налоги, а вырученные средства выводятся из экономики. Это огромный теневой рынок, который приносит баснословные деньги международному криминалу, которые могли пойти на благо страны.

Виды нелегальных сигарет

  • Контрабанда - сигареты, незаконно ввезенные на территорию России и реализуемые без уплаты налогов. 
  • Контрафакт (подделки) - пачки нелегально произведенные в России или за рубежом, подделки известных брендов или малоизвестные марки.
  • Также известны случаи махинаций со специальными (акцизными) марками или их подделки. В таком случае сигареты не учитываются в производстве предприятия или фиктивно “поставляются” заказчику, теряясь по пути. Мошенники закупаются акцизными марками на черном рынке и оклеивают “выведенные из оборота пачки”, затем поставляя их на рынок нелегально. 
Каковы масштабы нелегального рынка?

Доля нелегальных сигарет в России достигла 13,9% во 2-м квартале 2023 года, по данным АНО «ННЦК». 

C 2015 по 2019 год теневой рынок сигарет вырос в 15 раз, ежегодно увеличиваясь в 1,5-2 раза: в 2017–2019 годах его доля в общем обороте табачных изделий увеличилась в три раза — с 4,6 до 15,6% (данные исследовательских компаний Nielsen и Kantar TNS).

Ни в одной товарной группе нет такого беспрецедентного роста контрабанды и контрафакта!

В некоторых регионах доля черного рынка сигарет составляет более 40%.

Почему эта проблема важна для каждого?
  • Нелегальная торговля табаком - это насыщение рынка продукцией неясного происхождения и качества.
  • Нелегальный рынок сигарет обеспечивает беспрепятственный доступ несовершеннолетних к табачной продукции. Именно продавцы нелегального табака в 8 из 10 случаев продают нелегальные сигареты несовершеннолетним.
  • Рост нелегального рынка приводит к нечестной конкуренции, в результате чего законопослушные магазины теряют свою прибыль и в результате, зачастую, вынуждены закрыться. Их место занимают недобросовестные продавцы, готовые торговать некачественной продукцией неизвестного происхождения.
  • Табачная отрасль - 2-ая отрасль по объему поступающих в бюджет налогов. Но из-за роста нелегального рынка уже в 2021 году государство недополучило до 100 млрд рублей. Это деньги, которые могли пойти на программы в социальной сфере и другие нужны населения.
Какие потери несет российская экономика из-за оборота нелегальных сигарет?
  • За 2022 год государственный бюджет недополучил порядка 115 млн рублей табачных акцизов и НДС из-за распространения торговли нелегальными сигаретами.
  • Нелегальные сигареты ведут к выводу из легального оборота крупных денежных средств, которые экономика зачастую безвозвратно теряет.
  • Покупка нелегальных сигарет– прямая поддержка производителей контрафакта и контрабандистов в ущерб легальному производству, которое создает рабочие места и платит налоги.
  • С 1 июля 2020 года в стране запрещена продажа сигарет без обязательной цифровой маркировки. Обязательная цифровая маркировка табачных изделий позволила увеличить доходы бюджета РФ на 30 млрд рублей в первом полугодии 2021 года без учета роста акцизного сбора.
Что спровоцировало взрывной рост объема нелегальных сигарет в России?
  • Рост нелегального рынка спровоцировала разница в ставках акциза на табачную продукцию между Россией и странами ЕАЭС, а значит - разница в цене. Криминальные структуры пользуются отсутствием таможенного контроля и нелегально продают в России дешевые сигареты, зарубежного производства. Еще пять лет назад табак в России в среднем стоил вдвое дороже, чем в соседних государствах, то теперь разница может быть и четырехкратной.
  • Рост стоимости сигарет в России сильно опережает рост доходов населения. Покупательная способность россиян последние пять лет стагнировала, а у отдельных категорий граждан и вовсе снижалась. Большинство потребителей предпочитает не бросать курить, а переходить на дешевый нелегальный табак.
  • Отсутствие эффективного механизма борьбы с нелегальными сигаретами - штрафы достаточно низкие, контроль за ввозом и торговлей не позволяет существенно сократить нелегальный оборот или предотвратить массовые поставки, организацию производства, в законах есть значительные пробелы, которые упрощают “жизнь” табачным ОПГ.
Какие факторы стимулируют рост черного рынка сигарет
  • Стагнация доходов населения;
  • Отсутствие адекватных санкций за производство, перемещение и продажу нелегальных сигарет;
  • Отсутствие норм в законодательстве по обязательному уничтожению нелегальных сигарет и оборудования для их производства;
  • Несовершенная система выдачи акцизных марок в России;
  • Отсутствие лимитов на провоз немаркированных сигарет физлицами;
  • Отсутствие ответственности за пересечение госграницы с нелегальными табачными изделиями;
  • Отсутствие контроля за транзитом табачных изделий через территорию РФ.
Какие меры могут помочь исправить ситуацию
  • Единая минимальная цена на табачную продукцию по аналогии с алкоголем. Это лишит контрабанду преимущества перед легальной продукцией и предоставит правоохранителям однозначный индикатор нарушения закона, поможет избирать более жесткие формы ответственности.
  • Контроль за выдачей акцизных марок. Контролирующие органы стали проверять приобретателей марок: действительно ли они производят сигареты, есть ли у них соответствующее оборудование, запасы сырья и проч. Также Минфин начинает обязывать покупателей марок предоставлять банковские гарантии на то, что акциз с производимой табачной продукции будет уплачен. Со временем эта мера поможет сильно осложнить жизнь нелегальным производителям на внутреннем рынке.
  • Ужесточение ответственности за ввоз, торговлю и производство нелегальных сигарет. Пока этот “бизнес” не станет очень рисковым и очень убыточным, он будет продолжать привлекать криминальные структуры и многих желающих “легкой наживы”.
  • Наделение правоохранителей дополнительными полномочиями, увеличение числа проверок, совместные действия правоохранителей по недопущению ввоза и продажи нелегальных сигарет.
Как определить нелегальные сигареты

С 1 июля 2021 года запрещена продажа сигарет ниже установленной государтсвом единой минимальной цены (ЕМЦ). В 2022 году ЕМЦ составляет 112 рублей за пачку. Стоимость сигарет ниже 112 рублей – признак нелегальности сигарет


С 1 июля 2020 года каждая легальная пачка сигарет имеет цифровой код
.

С помощью приложения “Честный знак” можно убедиться в подлинности пачки (подделку приложение не прочитает) и узнать весь путь пачки от производства к потребителю.

Другими признаками являются:

  1. Наличие российской акцизной или специальной марки. Отсутствие марки или марка другого государства означает, что сигареты продаются незаконно.
  2. Предупредительные надписи присутствуют и выполнены на русском языке.
  3. На пачке указаны выходные данные и только на русском языке.
Что делать, если я знаю о факте продажи нелегальных сигарет?

Если вы не нашли соответствий с указанным выше списком – перед вами сигареты, которые не могут находиться в продаже на территории России. Проявите гражданскую позицию и сообщите о факте нелегальной торговли в правоохранительные органы. Это можно сделать в мобильных приложениях “Честный знак”, «Патруль качества», или направив заявление в Роспотребнадзор или полицию.

Что предпринимается для борьбы с нелегальными сигаретами на государственном уровне

Изменения российского законодательства, вступившие в силу в 2020 – 2022 гг.:

Табачная и алкогольная продукция включены в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей применения статьи 226.1 УК РФ, предусматривающей ответственность за незаконное перемещение товаров и ресурсов через Государственную границу РФ.  (Постановление Правительства РФ № 542 от 31.03.2022 г.)

Введена Единая минимальная цена (ЕМЦ) табачной продукции (как индикатор нелегальной продукции). (Закон № 504-ФЗ от 30.12.2020 г.)

Введен запрет на перемещение физлицами по территории РФ немаркированной специальными/акцизными марками табачной продукции (более 200 сигарет, или 50 сигарилл /сигар, или 250 гр. табака). (Закон  № 506-ФЗ от 30.12.2020 г.)

Повышены штрафы по ст. 15.12 КоАП РФ за производство и оборот табачной продукции без маркировки и введена административная ответственность за перемещение физлицами по территории РФ немаркированной табачной продукции сверх установленного лимита.  (Закон № 2-ФЗ от 28.01.2022 г.)

Введена ответственность за ввод в оборот и оборот немаркированных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. (Закон № 204-ФЗ от 11.06.2021 г.)
Таможенные органы и Пограничные органы ФСБ наделены  полномочиями по производству дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 200.2 УК РФ (Контрабанда алкогольной продукции или табачных изделий). (Закон № 328-ФЗ от 15.10.2020 г.)

Внесены поправки в Постановление Правительства РФ от 26.01.2010г. № 27 «О специальных марках для маркировки табачной продукции», предусматривающие введение обеспечительных механизмов в виде банковской гарантии/авансового платежа по акцизам, при приобретении специальных (акцизных) марок, гарантирующих своевременность и полноту уплаты акцизов при реализации табачной продукции, производимой на территории РФ. (Постановление Правительства РФ № 1253 от 17 августа 2020 г.)  

Дополнительные законодательные изменения на стадии рассмотрения:

Изменения в УПК РФ об определении правил хранения вещественных доказательств и порядка обязательного уничтожения изъятых из нелегального оборота табачной продукции и оборудования.

№ 1123777-7 «О внесении изменений в УПК РФ». Внесен в ГД 4 марта 2021г. В июле 2021г. получен положительный отзыв Правительства. Принят в 1-ом чтении 4 марта 2022г.

Обязательная регистрацию основного технологического оборудования для производства табачной продукции с определением обязательных требований к его обороту и обязательное уничтожение оборудования, не зарегистрированного в установленном порядке, и оборудования, используемого для производства нелегальной табачной продукции.

Норма предусмотрена проектом федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства», разрабатываемого Минфином России.   

Законодательство ЕАЭС:

В целях контроля за экспортным перемещением табачной продукции на территории ЕАЭС принято решение Коллегии ЕЭК о применении таможенной процедуры таможенного транзита при экспорте алкогольной и табачной продукции.

Решение Коллегии ЕЭК № 63 принято 8 июня 2021 г. (позволит обеспечить учет и контроль за процессом экспортных поставок указанных товаров до места их убытия из ЕАЭС).  

В целях соблюдения принципов уплаты косвенных налогов в ЕАЭС, необходим дополнительный комплекс мер, направленных на обеспечение прозрачности процесса трансграничного перемещения подакцизной продукции между странами – членами ЕАЭС

Одобрен проект Соглашения ЕАЭС о применении навигационных пломб для отслеживания перемещения продукции. Для начала применения Соглашения требуется его ратификация и принятие ряда подзаконных актов.