И ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКЕ
АКОРТ: Расходы торговых сетей вырастут на десятки миллиардов

Соблюдение требований законопроектов о регулировании торговли табачной и никотиносодержащей продукцией, включающих ее лицензирование, приведет к дополнительным расходам крупных торговых сетей на десятки миллиардов рублей. Об этом заявили РБК в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в которую входят крупнейшие ретейлеры, занимающие более 40% рынка розничной торговли России (включая X5 Group, «Магнит», «Ленту», Metro Cash & Carry, «Ашан» и другие).
Для получения лицензии нужно будет уплатить пошлину: на одну розничную лицензию она составит 20 тыс. руб. в год за каждую точку, для оптовиков — 800 тыс. руб. на пять лет. Помимо пошлины есть и другие требования: в частности, для торговли табаком и никотиносодержащей продукцией нужен магазин или павильон площадью не менее 5 кв. м в собственности или аренде на срок от года. При этом у регионов будет право вводить более строгие требования: устанавливать дополнительные ограничения по местам продажи и поднимать минимальный размер площади точки, торгующей табаком (но не более чем в два раза).
Законопроект серьезно меняет правила игры для бизнеса, и сейчас все отраслевые ассоциации работают над тем, чтобы сделать его максимально сбалансированным и избежать рисков для легального рынка, говорит председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов. Он отмечает, что в диалоге с разработчиками удалось добиться принципа «один объект — одна лицензия»: «Подход позволит избежать ситуации, когда закрытие одного магазина ставит под угрозу работу всей сети».
Но новый порядок лицензирования приведет к увеличению затрат торговли, предупреждает Богданов: крупным сетям, у которых сотни и тысячи торговых объектов, пошлина обойдется в существенную сумму.
Кроме того, нарушение в одном магазине приведет к тому, что торговая сеть не сможет получать новые лицензии в течение года: это остановит инвестиции в открытие тысяч магазинов и создание новых рабочих мест, говорит председатель президиума АКОРТ.
Предложенное Минфином регулирование содержит еще одну, «неоправданно дорогую», по словам Богданова, инициативу. Речь идет об обязательной прослеживаемости хранения табачной продукции при перемещении в рамках одного юрлица по коду причины постановки на учет. «Для ее реализации только торговым сетям — членам АКОРТ потребуются десятки миллиардов рублей дополнительных расходов в год на наем новых сотрудников и закупку оборудования», — предупреждает Богданов. Целесообразность этих затрат, по его словам, «под большим вопросом», так как в легальную розницу контрафакт не поступает: в общем объеме блокировок табачных изделий на торговые сети приходятся лишь «стотысячные доли процента».
Сложным в исполнении для бизнеса может оказаться также требование об ограничении продажи табака в 100 м от образовательных учреждений. Его применение возможно только после утверждения правительством федеральной методики определения границ и территорий оказания образовательных услуг, полного перечня таких учреждений и четкой методики расчета 100-метровой зоны, объясняет председатель президиума АКОРТ. «Сейчас этот момент не урегулирован, и это создает большое поле для вольной трактовки: множество торговых объектов по стране попросту не смогут работать», — добавил Богданов.
Предложенное Минфином регулирование в целом выглядит «достаточно взвешенным», но оно чревато рисками для малых продавцов табачной и никотиносодержащей продукции, говорит гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Например, некоторые регионы могут ввести более жесткие требования к размеру торговых точек. Базовое требование к минимальной площади торговой точки (5 кв. м) вопросов, по словам Бурмистрова, не вызывает. Но, если власти субъекта решат увеличить этот порог вдвое — до 10 кв. м, как предусматривают новые нормы, это создаст проблему для части участников рынка. Кроме того, сама стоимость годовой лицензии может стать существенной затратой для части небольших торговых точек, добавляет эксперт. Количество объектов, которые находятся под риском закрытия, гендиректор «Infoline-Аналитики» оценивает в 5–7% от общего числа легальных торговых точек, продающих табачную продукцию.