И ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКЕ
Александр Спиридонов: «Навигационные пломбы помогут бороться с контрабандным товаром»

С 27 января 2025 года вступили в силу новые требования по обязательному использованию навигационных пломб для перевозок табачной продукции между Россией и Белоруссией. Использование навигационных пломб позволит отслеживать точное местоположение партий, фиксировать попытки вскрытия или изменения маршрута.
О том, как будет работать система навигационных пломб и поможет ли в борьбе с нелегальным оборотом табака и никотинсодержащей продукции, портал «СтопНелегальныйТабак» попросил рассказать депутата Государственной Думы РФ, заместителя председателя Комитета по промышленности и торговле Александра Спиридонова.
- По разным оценкам, нелегальный оборот сигарет сегодня составляет 10-12%, а если говорить про различные электронные средства доставки никотина (вейпы, электронные сигареты), то процент контрафакта гораздо выше. Примерно 70% вейпов, которые продают в магазинах, это контрафактная продукция. И очень большая доля нелегального товара поступает в Россию из стран СНГ, в том числе и из союзного государства – Белоруссии.
Развитие транспортной системы ЕАЭС движется к тому, чтобы контролировать все пеервозки – и табака, и алкоголя, и электроники, и бытовой техники, и прочие. В перспективе планируется начать контроль и за перемещением одежды, обуви. Навигационные пломбы дают прослеживаемость всего пути того или иного груза.
Навигационная пломба – это специальное электронное устройство, которое позволяет, во-первых, опломбировать грузовик, на котором перевозится продукция, во-вторых, устанавливает связь со спутником, через который идет отслеживание перемещения грузовика. Таким образом, весь маршрут груза попадает в информационную систему, и грузоотправитель, и транспортная компания, и контрольные органы могут проследить, как груз перемещается от начальной точки до пункта назначения, где пломбу снимают.
Для того же Росалкогольтабакконтроля подобная мера достаточно действенна. Навигационные пломбы позволяют проверять и маршрут груза, и его целостность, потому что если сохранность пломбы нарушается, то сигнал об этом сразу же попадает в информационную систему, и контрольные органы могут начать разбираться, что происходит. Для грузоперевозчиков и грузоотправителей, конечно, это создает дополнительные расходы. Навигационные пломбы нужно арендовать, к тому же необходимо заплатить и за установку такой пломбы, что увеличивает стоимость перевозки, поэтому подчас грузоотправители не очень этим довольны.
Но в борьбе с нелегальным оборотом навигационные пломбы существенно помогут. Полностью побороть черный рынок, к сожалению, пока не удается. Например, практика навигационных пломб не распространяется на грузы, которые идут морским путем. Но система все время развивается, и дополнительное увеличение контроля позволит пока хотя бы частично нивелировать ущерб от нелегального оборота табака и никотинсодержащей продукции.