Объем нелегального рынка табака в России составляет порядка 1 млрд пачек сигарет. По данным ННЦК за 3 квартал 2021 года, доля нелегальной продукции – не менее 11,5%, то есть почти каждая восьмая пачка сигарет в стране – контрафакт.
В Воронежской области фиксируется устойчивая тенденция роста рынка нелегальных сигарет, но вместе с тем растут и объемы изъятого контрафакта, рассказал порталу «Стоп нелегальный табак» ВРИО заместителя начальника ГУ МВД России по Воронежской области, начальник УОООП ГУ полковник полиции Сергей Желтоухов.
Только за первое полугодие 2022 года сотрудники полиции Воронежской области изъяли из незаконного оборота более 1,2 млн пачек – в пять раз больше, чем за весь 2021 год. Эффективность борьбы с нелегальными торговцами можно повысить, расширив полномочия полицейских в части административных протоколов за торговлю небольшими партиями контрафакта, а также более активно привлекая потребителей сообщать о продаже нелегальной продукции.
- Насколько остро стоит проблема нелегального оборота табака в Воронежской области?
- Анализ складывающейся оперативной обстановки на рынке табачной продукции показывает устойчивую тенденцию к росту объемов контрафактного табака. Данная ситуация обусловлена повышением стоимости оригинальной продукции, что умножает прибыль «подпольного» производства и делает его чрезвычайно рентабельным, оставляя на второй план вопросы ответственности за противоправные деяния.
К тому же увеличение количества подобных предприятий связано с низкой стоимостью оборудования для производства сигарет и необходимых компонентов, которые не находятся в ограниченном обороте и фактически доступны любому желающему организовать нелегальный бизнес. Современный уровень развития полиграфии позволяет решать вопрос печати поддельных специальных марок. При этом, на сегодняшний день внедрение централизованных систем учёта по аналогии с ЕГАИС «Алкоголь» является малоэффективным инструментом противодействия распространению контрафакта в виду отсутствия соответствующего оборудования в большинстве объектов розничной торговли.
- Каковы результаты работы ГУ МВД по Воронежской области за 2021 – первое полугодие 2022 года в части борьбы с нелегальной табачной продукцией? Сколько выявлено правонарушений, заведено уголовных дел, изъято нелегального табака?
- В рамках проводимых мероприятий в 2021 году сотрудниками полиции из незаконного оборота изъято более 250 тысяч пачек контрафактной табачной продукции, возбуждено более 30 уголовных дел. В первом полугодии 2022 года изъято больше 1,2 млн пачек, возбуждено 43 уголовных дела.
- Как вы оцениваете роль потребителя в вопросе борьбы с теневым рынком табака?
- Складывающаяся ситуация на рынке табачной продукции закономерно оказала влияние на рост числа обращений, связанных с нарушениями при продаже указанной категории товаров.
- Как человек, столкнувшийся с фактом продажи нелегальных сигарет, может сообщить об этом в ГУ МВД по Воронежской области?
- Информация о незаконной продаже нелегальной табачной продукции может быть предоставлена в ходе личного обращения в полицию, а также посредством телефонной, факсимильной и почтовой связи. Кроме того, на интернет-портале Главного управления МВД по Воронежской области (36.мвд.рф) предусмотрена электронная форма подачи обращений.
- Много ли обращений от граждан к вам поступает?
- В 2021 году в территориальные ОМВД России на районном уровне по Воронежской области поступило 872 жалобы, в текущем - 886. Более 85% обращений касаются несоблюдения предпринимателями ограничений розничной торговли табачных изделий, установленных федеральным законом «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции». (Выкладка и демонстрация сигарет на витрине, отсутствие в доступном для покупателя месте перечня с их наименованием и стоимостью).
В остальных случаях обращения граждан связаны с продажей немаркированных табачных изделий, либо маркированных специальными марками иностранных государств. При установлении стоимости изъятой нелегальной продукции менее 100 тысяч рублей материалы проверок по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ, передаются в Роспотребнадзор с учетом компетенции их рассмотрения.
- Как вы оцениваете полномочия полиции в рамках борьбы с контрафактным табаком?
- Реализуемые полицией полномочия в пределах действующего уголовного законодательства позволяют принимать эффективные меры по противодействию незаконному обороту контрафактной табачной продукции. Вместе с тем, в рамках административно-юрисдикционной деятельности представляется целесообразным их расширить в части наделения правом составления административных протоколов по статье 15.12 Кодекса об административных правонарушениях.
Соответствующими полномочиями наделены должностные лица территориальных органов Роспотребнадзора, которые реализуют свои контрольные функции согласно положениям федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Этот закон предусматривает уведомительный порядок проведения проверок, что позволяет недобросовестным предпринимателям заблаговременно скрыть улики противоправной деятельности.
При этом, в отличии от сотрудников полиции, сотрудники Роспотребнадзора не имеют прав, позволяющих в полной мере реализовать возможности, предусмотренные действующим административным законодательством.
- С кем взаимодействует ГУ МВД Воронежской области в вопросах выявления торговцев нелегальными сигаретами и производителей контрафактного табака?
- В целях поддержания профессионального уровня по рассматриваемому направлению служебной деятельности организовано взаимодействие с производителями табачной продукции. В текущем году сотрудниками Главного управления проведены рабочие встречи с представителями крупнейших компаний: ООО «Дж.Т.И. Донской табак», «БАТ Россия», в ходе которых проработаны вопросы выявления признаков контрафактной продукции, проведения исследований и экспертиз, сопровождения дел, в том числе, на стадии судебного разбирательства.