Артем Кирьянов: «Предлагаю расщепить акциз следующим образом: 10% – субъекту, 5% – в местные бюджеты»

04.10.2024
Фото: duma.gov.ru
Артем Кирьянов: «Предлагаю расщепить акциз следующим образом: 10% – субъекту, 5% – в местные бюджеты» – фото

Нелегальный табачный оборот создает неравные конкурентные условия для производителей, затрудняет выход на рынок новых участников. С 2019 года в России введена государственная система цифровой маркировки «Честный знак», которая способствует борьбе с теневыми рынками. Сегодня система маркировки интегрирована с информационными системами 16 органов власти. Особая роль в этом процессе отводится регионам.

Портал «СтопНелегальныйТабак» попросил подробнее рассказать о том, как происходит обеление табачного рынка, заместителя председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Артема Кирьянова

- Наблюдается ли обеление табачного рынка России в последнее время? Помогает ли в этом электронная маркировка и система «Честный знак»?

Да, доля нелегального оборота табака сократилась до 11,3% — это минимальный показатель за последние 3 года. В условиях моратория на проверки бизнеса именно данные из системы маркировки «Честный знак» позволяют контрольно-надзорным органам действовать оперативно и точечно – только в адрес нарушителей, что снижает нагрузку на легальный бизнес.

Региональные Комиссии самостоятельно проводят мониторинговые мероприятия на предмет соблюдения маркировки тех или иных товарных групп. Как правило, в состав региональной Комиссии входят представители местной администрации и внутригородского района, Роспотребнадзора, сотрудники МВД, а также представители местных СМИ. На рынке табака, например, по данным Минпромторга, территориальные органы Роспотребнадзора в первом квартале 2024 года провели внеплановые контрольные мероприятия в отношении около 1,5 тыс. точек продаж. Это в 2,8 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом эффективность таких проверок составила 95%.

По результатам исследований Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК), доля незаконного оборота табачной продукции напрямую коррелируется с деятельностью контрольно-надзорных органов. Сравнения квартальных исследований ННЦК  и ежеквартальной отчетности контрольно-надзорных органов отражает такую зависимость. Когда прослеживается активная КНД, выявляются нарушения административного и уголовного характера, изымается нелегальная продукция, возбуждаются уголовные дела, тогда наблюдается очищение рынка от нелегального оборота, сокращаются доля незаконного оборота и потери бюджета от недополученных акцизов и НДС.

Доля контрафакта, по данным ННЦК на конец 2023 года, снизилась более ощутимо: с 79% до 68%. Нам удалось добиться таких результатов, в том числе, благодаря диалогу с отраслью. По самым осторожным экспертным подсчетам, 120 миллиардов рублей в год недополучает российский бюджет от нелегального оборота табачной и никотинсодержащей продукции. Поэтому детенизация, обеление экономики – один из главных ресурсов для пополнения бюджета, и в этой части крайне важны усилия, которые предпринимаются на местах.

Обеление табачного рынка России сегодня подтверждается и фискальным эффектом. Суммарно он оценивается более чем в 400 млрд рублей допдоходов бюджета страны по итогам 4 лет работы системы (2020-2023). Важно, что в 2023 году налогов было получено в 2 раза больше, чем в 2020 году.

Маркировка показывает эффективность в борьбе с нелегальной табачной продукцией. Необходимо продолжить эту работу – сохраняется обостренная ситуация на рынке никотинсодержащей продукции. Эта группа только недавно включилась в систему маркировки, но мы уже фиксируем положительные эффекты. Так, по данным системы «Честный знак» за январь-май 2024 года, объем легального предложения никотинсодержащей продукции увеличился на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

- Какие еще меры можно было бы предпринять для борьбы с нелегальным табачным оборотом?

Представляется особенно важным усиление работы в субъектах РФ в рамках региональных комиссий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Одной из рекомендаций является более активной использование механизмов общественного контроля, потенциала субъектов общественного контроля – общественных палат и общественных советов всех уровней.

Необходимо формирование нетерпимого отношения граждан к нелегальному обороту продукции, в этой части огромное значение имеет работа на местном и региональном уровне – с представителями СМИ, лидерами общественного мнения.

На федеральном уровне представляется целесообразным донастраивание системы контрольно-надзорной деятельности с учетом специфики отраслей, в частности, по товарным группам, представляющим угрозу жизни и здоровью людей. И это не только подакцизные товары – алкоголь и табак, – но и, например, строительные материалы, качество которых напрямую связано с безопасностью жилья.

Стимулирование регионов в борьбе с нелегальным оборотом продукции может быть выражено и финансово – в частности, путем расщепления акциза по табаку, часть которого будет поступать в местные и региональные бюджеты. Предлагаю расщепить акциз следующим образом: 10% – субъекту, 5% – в местные бюджеты.

Огромную роль в нелегальном табачном обороте России играет контрабанда из стран ЕЭАС. Главная ее причина – значительная разница между ставками акциза. В середине 2023 года этот показатель составлял 40%. В соответствии с соглашением между государствами-участниками ЕАЭС, предусмотрено сближение ставок таким образом, чтобы в 2024 году расхождение составляло 20%.

Если ставки будут одинаковыми, то тогда это предотвратит мысли недобросовестных участников о поставке на территорию России нелегальных сигарет. В этой связи особенно важны скорейшие принятие и реализация мер, нацеленных на борьбу с трансграничной нелегальной торговлей.

Проголосовать
Обсуждение:
Ваш комментарий будет первый