Артем Кирьянов: «Уголовная ответственность за ввоз товаров без маркировки – правильная мера»

17.06.2024
Фото: duma.gov.ru
Артем Кирьянов: «Уголовная ответственность за ввоз товаров без маркировки – правильная мера» – фото

Минпромторг России предложил сделать ввоз товаров без маркировки уголовным преступлением. Инициатива предлагает внести поправки в статью 171.1 УК РФ, которая сегодня предусматривает ответственность только за оборот контрафактной продукции внутри страны: ее производство, приобретение, хранение, перевозку и сбыт. Наказания же за ввоз немаркированных товаров в текущей версии закона не установлено.

В министерстве промышленности и торговли предлагают расширить перечень наказуемых деяний, дополнив его пунктом «ввоз на территорию Российской Федерации». В случае принятия законопроекта импортерам контрафакта будет грозить до 300 тыс. рублей штрафа, а также до трех лет принудительных работ или лишения свободы. Если преступление совершено группой лиц, время отработки и срок заключения увеличатся на год. При ввозе товаров в особо крупном размере штраф вырастет до полумиллиона рублей, а лишение свободы — до шести лет. Предложенные изменения в статье 171.1 УК РФ направлены на устранение текущего пробела в законодательстве, связанного с нарушениями маркировки товаров импортерами. Портал «СтопНелегальныйТабак» попросил прокомментировать эту инициативу заместителя председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Артема Кирьянова

 

- Если говорить об уголовной ответственности за ввоз товаров без маркировки, то данная мера, безусловно, правильная. В каком-то смысле эта инициатива даже запоздала, поскольку такими вещами надо было озаботиться ещё в момент, когда мы поднимали ставки акцизов в сравнении с нашими соседями – членами ЕАЭС. Чем больше у организованной преступности, которая осуществляет незаконный ввоз табачных изделий в Россию, будет препятствий ее деятельности, тем лучше.

Но, конечно, нельзя ограничиваться только введением уголовной ответственности за ввоз товаров без маркировки. Надо вести и более активную политику по гармонизации акцизных ставок на табак и никотинсодержащие изделия.

Что касается маркировки, то, безусловно, сегодня мы видим, что маркирование товаров – это самый эффективный инструмент обеления экономики по всем отраслям, где присутствует маркировка, в том числе и табачного рынка. Мы отчётливо видим, как и обеление самого рынка, так и рост доходов, получаемых в бюджет страны. Убыток же бюджета только от нелегальной торговли табаком и никотинсодержащими изделиями оценивается в 100 миллиардов рублей в год, естественно, его необходимо максимально сокращать. Но маркировка не может действовать как единственный инструмент.

Я считаю, что возможно все-таки поставить вопрос о том, чтобы акцизы от табака расщеплялись с учётом регионов и местного самоуправления. То есть, речь идёт о большей активности на местах, в том числе и в плане общественного контроля, и в плане работы муниципальных и региональных властей. Например, если мы перенаправим 5% от акциза на уровень местного самоуправления и 10% на уровень субъекта Российской Федерации, как предлагают мои коллеги, то уверен, что начнется совершенно другая борьба за то, чтобы не было нелегального оборота табака и никотинсодержащих изделий.

На месте каждый глава поселения и каждый глава муниципалитета, в общем-то, знают, в каких местах продаётся нелегальный табак. Сегодня прямой мотивации для того, чтобы инициировать те или иные действия, пресекающие нелегальный оборот на уровне регионов и местного самоуправления, нет. Но если деньги от акцизов будут зачисляться в соответствующие бюджеты, это станет серьёзной мотивацией. Здесь мы, что называется, сможем собрать больше денег и в федеральный бюджет, и в региональный, и, таким образом, уменьшить нелегальный оборот табачной продукции.

Конечно, поможет в борьбе с нелегальным оборотом табака и внесудебная блокировка сайтов продаж такой продукции. Это один из механизмов, который у нас уже есть и практикуется в отношении торговли нелегальным алкоголем. Работают по разным направлениям Роскомнадзор и органы прокуратуры. И, безусловно, эту меру стоит применять по нелегальному табаку и никотиносодержащим изделиям.

Но сама проблема нелегального оборота должна решаться комплексно. Даже оперативная блокировка сайтов (а мы знаем, что их блокируется по тому же алкоголю тысячи в год) не означает, что не возникнет других сайтов, не будет зеркал и клонов старых ресурсов, которые создать можно очень быстро. Ведь, к сожалению, создание сайтов в интернете происходит быстрее, чем их блокировка.

Внесудебную блокировку, безусловно, применять необходимо, в определённом смысле это снижает нелегальный оборот, затрудняет, делая дороже для преступников действия такого рода, но это тоже не панацея. Поможет в борьбе с нелегальным оборотом табака и никотинсодержащих изделий лишь комплексный подход.

Проголосовать
Обсуждение:
Ваш комментарий будет первый