Доля незаконного оборота никотинсодержащей продукции (одноразовых электронных сигарет и жидкостей для вейпа) на российском рынке достигла 79%, а в интернет-торговле выше 85%. Такие данные были озвучены в ходе круглого стола в Центре стратегических разработок.
По мнению экспертов, введение новых норм по регулированию рынка, запланированное на будущий год, способно снизить долю контрафакта, однако чтобы полностью вывести рынок из тени, потребуются совместные усилия государства и бизнеса.
Рынок одноразовых электронных сигарет, вейпов и жидкостей с содержанием никотина в настоящий момент почти на 80% состоит из продукции, продаваемой фактически нелегально. Такие данные получены в результате исследования, проведенного в конце этого года Национальным научным центром компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК), представленного на круглом столе. Методология исследования включала наблюдение за местами продаж (1 600 точек во всех федеральных округах России), обзор интернет-ресурсов, продающих никотинсодержащую продукцию, и социологической опрос.
Наличие «подозрительных» брендов выявлено в 91% исследуемых точках продаж. В 51% точек цены на продукцию значительно, практически на треть, были ниже суммы акциза и НДС. Не указано содержание никотина на упаковке, превышена установленная концентрация никотина – в 65% точек, а в 4% вообще не пробивался кассовый чек.
В интернет-торговле ситуация еще серьезнее – доля незаконного оборота электронных сигарет в интернете составила 85,4%. Всего доля незаконного оборота никотинсодержащей продукции по всем каналам продаж составила 79%.
Основной импорт нелегальной продукции поступает в Россию из Китая. «Из 100 штук жидкостей, которые вышли из Китая в сторону России, официально пересекли границу 23%. Из 100 штук устройств, которые вышли из Китая в адрес России, официально доехали 65%», - утверждает директор ННЦК Ирина Бушина.
Экспорт электронных сигарет из Китая вырос более чем в 3 раза по сравнению с 2020 годом, следует из данных Профессионального альянса участников русского рынка электронных никотиновых систем (Ассоциация ПАУРРЭНС). Взрывной рост начался в 2021 и продолжился в текущем году. При этом растет не только экспорт, но и потребление электронных сигарет и вейпов. По словам президента ПАУРРЭНС Льва Григорьева, только вейпинг, по оценкам ассоциации, использует 3,8 млн человек в России, что составляет примерно 10% от общего числа потребителей никотина в России.
Бороться с таким огромным серым рынком государство уже начало, однако здесь требуется помощь как со стороны бизнеса, так и со стороны потребителей, считают эксперты. По оценке замдиректора департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Владислава Заславского, годовой ущерб от незаконного оборота никотинсодержащей продукции может достигать 30 млрд руб.
Эксперт считает, что система цифровой маркировки жидкостей для электронных систем доставки никотина, которая начала внедряться в стране в этом месяце, способна снизить долю нелегального рынка, однако для этого потребуется время, а главное - сама по себе маркировка полностью проблему не решит. «Маркировка как наш самый эффективный инструмент по противодействию незаконному обороту продукции способна решить проблему с очень приличным отлагательным эффектом. Поэтому рассчитывать нужно, в первую очередь, на синергетический эффект и системы маркировки, и новых регуляторных требований, которые заложены в законопроекте, разработанном Минфином и уже внесенном сейчас в Госдуму», - отмечает Заславский.
Законопроект Минфина вводит единого регулятора и уполномоченный орган по надзору за никотинсодержащей продукцией, который определит правительство. Инициативу поддерживает отраслевая ассоциация. «Первым я бы поставил пункт о едином регуляторе, потому что сейчас получается практически как в поговорке: «у семи нянек дитя без глаза». То есть много федеральных органов вроде как контролируют эту категорию товаров, но на самом деле контроль недостаточен», - отмечает глава ПАУРРЭНС.
В ассоциации настаивают на расширении регуляторных мер: скорейшем введении маркировки не только для импорта и производства, но и для розницы, назначении единого регулятора для эффективной контрольно-надзорной деятельности, введении лицензирования производства и импорта, а также установлении контроля трансграничных перемещений никотинсодержащей продукции с помощью электронных меток. Это позволит бороться с так называемым «прерванным экспортом», когда продукт идет транзитом через Россию в другую страну и остается в России без таможенных платежей.
В другой отраслевой структуре, Ассоциации малоформатной торговли, предлагают внести изменения в закон о рекламе, что позволило бы информировать потребителей о легальной продукции, не нарушая действующих правовых норм. По словам главы ассоциации Владлена Максимова, легальные игроки рынка готовы активно сотрудничать с государством, но у них связаны руки. «Потребитель не может разобраться, чем легальное отличается от нелегального. А рассказать мы ему об этом не можем, потому что это запрещено законом о рекламе», - отмечает он.