Дмитрий Журавлев: Те, кто торгует табаком, и те, кто управляют регионом, очень часто сидят рядом

12.08.2024
Фото: РГ
Дмитрий Журавлев: Те, кто торгует табаком, и те, кто управляют регионом, очень часто сидят рядом  – фото

Премьер-министр Михаил Мишустин поручил установить особенности списания бюджетной задолженности для регионов с низкой бюджетной обеспеченностью, а также рассмотреть предложения сенаторов о передаче регионам части дополнительного сбора акцизов, полученного в результате сокращения незаконного оборота табачной и никотинсодержащей продукции. Этот вопрос вошёл в перечень поручений премьера Михаила Мишустина по итогам встречи с членами Совета палаты Совета Федерации, передаёт пресс-служба кабмина.

В последнее время целый ряд руководителей регионов высказались в пользу решения вопроса о перераспределении части табачных акцизов в пользу региональных бюджетов. Портал «СтопНелегальныйТабак» попросил прокомментировать инициативу о перераспределении доходов от табачных акцизов между региональными и федеральными бюджетами политолога, научного руководителя Института региональных проблем Дмитрия Журавлева.

- Как вы расцениваете предложение о перераспределении доходов от табачных акцизов между федеральным и региональными бюджетами?

Данное предложение выглядит, безусловно, логичным. Регионы ближе к земле, чем федеральная власть, и если они получат дополнительные деньги, то, конечно, станут использовать их для борьбы с нелегальным табачным оборотом, ущерб от которого каждый год составляет около 120 млрд рублей для бюджета страны.

Поэтому предложение о перераспределении доходов от акцизов, думаю, правильное. Но оно имеет и свои нюансы. Во-первых, вряд ли регионы соберут весь доход, потому что на региональном уровне компетенции соответствующих служб значительно ниже, чем на федеральном. А, во-вторых, не получится ли так, что в некоторых регионах те, кто собирают доходы от акцизов, и те, кто их утаивает, окажутся одними и теми же людьми?

В принципе, конечно, перераспределение доходов – это положительный и даже необходимый шаг. Но, на мой взгляд, есть две опасности, которые понизят КПД такого решения. Не обнулят, не сделают его бесполезным, но понизят эффективность: первое – это компетентность, второе – это возможная коррупция. Региональные элиты очень невелики, и те, кто торгует табаком, и те, кто управляют регионом, очень часто сидят друг от друга едва ли ни в соседних кабинетах, что несет в себе определенные риски.

- Что, на ваш взгляд, можно было бы сделать, чтобы решить проблему нелегального табачного оборота, достигающего сегодня огромных масштабов?

- Во-первых, я убежден, что соответствующие органы, в первую очередь, госбезопасности, должны рассматривать ситуацию с нелегальным оборотом табака и никотинсодержащих изделий с точки зрения безопасности всей страны, а не только с точки зрения одной лишь экономики и ее убытков. Уверен, что у силовиков накоплено достаточно информации, чтобы пресекать и каналы ввоза контрабанды, и в принципе регулировать ситуацию более эффективно.

Во-вторых, безусловно, необходимо вводить еще более жесткие наказания за нелегальный табачный оборот. Возможно, что целиком проблему это не решит. Но ужесточение наказания за контрафакт и контрабанду даст шансы разобраться с ситуацией.

Проголосовать
Обсуждение:
Ваш комментарий будет первый