Для эффективной борьбы с нелегальным оборотом необходимо применять комплекс законодательных, контролирующих и силовых мер – от передачи части акцизных сборов в регионы до внесудебной блокировки незаконной онлайн-торговли. К таким выводам пришли участники экспертной сессии «Нелегальный рынок табачных изделий в регионах ЦФО. Эффективные инструменты борьбы», прошедшей в рамках Дней ритейла в Черноземье.
Государство в последние годы активно борется с нелегальным рынком табачной и никотинсодержащей продукции. Однако масштабы нелегального оборота по-прежнему выглядят пугающими. По данным АНО «Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции» (ННЦК) за первые 6 месяцев 2024 года, доля незаконного оборота табачной и никотинсодержащей продукции в целом по России достигает 11,7% . Аналогичные общие показатели по ЦФО хуже средних по России: доля нелегальной продукции здесь снизилась по сравнению с 3-4 кв.2023 года, но составляет 14,1%.
Как отметила Светлана Зайцева, начальник отдела исследования рынков департамента методологической и проектно-аналитической деятельности ННЦК, в отдельных субъектах Центрального федерального округа ситуация с незаконным оборотом «табачки» намного острее. Антилидер – Смоленская область: здесь доля нелегального оборота за минувшие полгода выросла с 30% до 34,5% (это абсолютный антирекорд среди всех регионов РФ). Высокий показатель фиксируется и в Калужской области: несмотря на снижение с 28% до 23,6%, регион входит в топ-3 субъектов с наибольшей долей нелегального табачного рынка. Впрочем, есть и более позитивные примеры. Так, в Рязанской области доля «табачной нелегалки» с начала 2024 года упала с 33,1% до 18,7%, а в Воронежской области – с 13,7% до 7,8%.
Участники сессии обсудили комплекс мер, способных переломить ситуацию в борьбе с нелегальным табачно-никотиновым рынком. Одна из наиболее резонансных идей, обсуждаемых сейчас в федеральных органах власти – инициатива по передаче части акцизных сборов с федерального на региональный уровень.
Артем Кирьянов, заместитель председателя комитета ГД РФ по экономической политике, заявил: «Расщепление» акциза на федеральную и региональную части представляется совершенно правильной идеей. Для начала речь идет о том, чтобы в сумме около 15% табачных акцизных сборов поступало бы в бюджеты регионов и муниципалитетов (например, 10% – в регион, 5% в местные бюджеты). Это будет действенным финансовым стимулом, который побуждает людей на местах действительно уделять внимание нелегальному обороту табака и никотиносодержащих изделий».
Впрочем, это далеко не единственная мера, способная улучшить статистику легальной торговли. Министр экономического развития Рязанской области Андрей Ворфоломеев отметил важность контроля за ввозом продукции из стран Евразийского экономического союза: «Среди нелегальной продукции преобладают сигареты, ввезённые из стран ЕАЭС: у нас существенный, почти 4-кратный рост контрафактной немаркированной табачной продукции. Понятно, почему недобросовестные предприниматели идут на это: на контрафакт в 2-3 раза ниже стоимость закупки, чем у официальных изделий».
Чтобы лишить «серых торговцев» этого преимущества, требуется унифицировать акцизную и налоговую политику стран ЕАЭС, отметили сразу несколько участников сессии. Сейчас ставки акциза и размер косвенных налогов на табачную продукцию в РФ заметно выше, чем у соседей по ЕАЭС. Из-за этого не прекращается ввоз в Россию дешевой нелегальной продукции – в первую очередь, из Республики Беларусь, отметил Антон Зуйков, заместитель начальника 4 отдела Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Смоленской области.
С ним согласен первый заместитель начальника Воронежской таможни Марат Шамсиев: «С точки зрения таможенного регулирования, одной из мер борьбы с нелегальным оборотом должно стать выравнивание «ценового низа» по табаку во всех странах ЕАЭС. Что касается силовых мер – хотелось бы, чтобы у правоохранителей сократилось количества процессуальных, бюрократических процедур, которые мешают пройти момент от выявления до изъятия и уничтожения данной продукции».
Нынешний арсенал мер борьбы с контрафактом и контрабандой можно расширять, уверен заместитель начальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Воронежской области Антон Гольц. По его мнению, необходимо ввести ответственность транспортных грузовых компаний, осуществляющих перевозку табачной продукции, установить действенный контроль за ввозом и перемещением сырья для производства (фильтров, бумаги), а также оборудовать стационарные посты ДПС системами рентгеновского контроля, позволяющими сканировать транспортные средства и перевозимые грузы.
Представители компаний – производителей также говорят о необходимости борьбы с нелегальным оборотом, бьющим по легальному бизнесу. Менеджер по работе с органами государственной власти JTI Россия Роман Трошкин заявил: «Основным условием сдерживания роста нелегального рынка является умеренная индексация ставок акцизов на табачную продукцию в России. Это позволяет двигаться в направлении унификации ставок акцизов в странах-членах ЕАЭС, исключая, таким образом, экономические стимулы для нелегальных перетоков продукции. Кроме того, необходима гармонизация ставок акцизов в рамках ЕАЭС на никотинсодержащие жидкости и изделия с нагреваемым табаком».
Одновременно с этим, полагает Трошкин, нужно ускорить начало реализации Соглашения ЕАЭС о применении навигационных пломб для отслеживания перемещения табачной и никотинсодержащей продукции между странами. Кроме того, отрасль консолидировано выступает за введение внесудебного порядка блокировки интернет-ресурсов, дистанционно реализующих табачную и никотинсодержащую продукцию – как это уже реализовано в отношении алкогольной продукции.
Алиса Андреева, управляющий по корпоративным вопросам региона аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России, отметила: «Сейчас основная задача в сфере борьбы с нелегальным оборотом табачной и никотинсодержащей продукции – в том, чтобы устранить разрыв между уже принятыми законодательными нормами и существующей практикой правоприменения, повысить эффективность реализации норм законодательства. При этом крайне важно, чтобы при осуществлении проверок внимание контрольно-надзорных органов было направлено именно на «нелегальных игроков» и проверки не создавали дополнительных затруднений для добросовестных участников рынка».