Заместитель председателя правительства Оренбургской области, сопредседатель экспертного совета Госдумы по развитию конкуренции на рынках никотинсодержащей продукции, вопросам государственного регулирования отношений в сфере производства и оборота табачной и инновационной никотинсодержащей продукции Сергей Катасонов назвал достаточно смелыми прогнозы по доходной части бюджета-2023. В частности, весьма оптимистичной считает он идею получить дополнительно 100 миллиардов рублей уже в следующем году в казну от улучшения собираемости табачных акцизов.
По его словам, в изначальных бюджетных ориентировках был пункт об увеличении доходов на 100 миллиардов рублей за три года, что представляется более достижимой целью при условии последовательной системной борьбы с черным рынком табака, ущерб от которого для казны оценивается в 113 миллиардов рублей в 2022 году при доле нелегального оборота табачной продукции в 12,1 процента (1,3 миллиарда пачек) из которых — 88 миллиардов рублей несобранных акцизов и 25 миллиардов рублей неполученного НДС.
«12 процентов нелегального рынка сегодня — это те результаты, которых мы добились с введением цифровой маркировки и других мер по «обелению» рынка. А за счет чего объем нелегального рынка будет снижаться дальше? Мы же не ввели более жесткую уголовную ответственность, мы не гармонизировали полностью акцизы с ЕАЭС и, в частности, с Белоруссией», — отметил Катасонов.
Ранее глава Счетной палаты Алексей Кудрин, выступая в Госдуме, также отмечал, что в бюджете предусмотрены «оптимистичные оценки доходов», которые «требуют дополнительного внимания». Счетная палата в своем заключении на проект федерального бюджета отмечает, что в материалах отсутствуют алгоритмы расчета по 19 видам доходов, прогноз поступления по которым на 2023 год составляет 832,4 миллиарда рублей, или 3,19 процента всей прогнозируемой суммы доходов, в 2024 году — 1101,3 миллиарда рублей, или 4,04 процента, и в 2025 году — 1066,5 миллиарда рублей, или 3,81 процента.
Заместитель директора департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Владислав Заславский говорит, что «нужно трезво оценивать ситуацию».
По его словам, «было бы правильнее последовательно ставить себе КРI по снижению незаконного оборота табака, не может быть такого чтобы он упал до нуля за один год. В любой стране мира доля незаконного оборота табака не равна нулю, криминал найдет лазейки». К тому же Заславский добавляет, что гармонизация акцизов с ЕАЭС еще не завершена.
«Мы пока не создали все условия, чтобы полностью обнулить незаконный оборот табака», — заявил чиновник.
Он добавил, что одним из инструментов в борьбе с нелегальным рынком могло бы стать перераспределение акцизов из федерального бюджета в регионы в качестве стимулирующей меры для субъектов Федерации для активизации борьбы с нелегальным оборотом сигарет. В этих условиях существенно улучшить собираемость акцизов можно за счет более тщательного и последовательного регулирования быстрорастущего рынка электронных сигарет, где сейчас, по оценкам экспертов доля «черного» рынка превышает 90 процентов.
«Сегодня на рынке электронных систем доставки никотина 95-98 процентов нелегальной продукции. По нашим оценкам, совокупные прямые потери российского бюджета от черного рынка электронных сигарет оцениваются в 50-60 миллиардов рублей в год. Дело в том, что акциз на жидкость для электронных систем доставки никотина в России сегодня самый большой в мире. Если мы не сделаем экономически обоснованный тариф, то мы никогда не перекроем поток нелегального импорта», — уверен Катасонов.
Он считает, что необходимо гармонизировать ставку акциза на территории СНГ и установить ее в пределах 5-7 рублей за миллилитр, тогда в течение двух лет рынок будет «отстроен» и «можно будет говорить о наращивании собираемости акцизов». Если это будет сделано, то, по его словам, акцизы на электронные системы доставки никотина в течение года после принятия этих мер принесут бюджету около 25 миллиардов рублей.