Объем теневого онлайн-рынка табачной продукции и электронных сигарет в России в 2021 году составил 5,6 млрд рублей, подсчитали аналитики Group-IB. На оборот электронных сигарет из этой суммы пришлось 2,3 млрд рублей, на стики - 1,1 млрд рублей.
По итогам 2020 года объем этого рынка составлял 500 млн рублей без учета продаж через соцсети и Telegram.
"Однако 2021 год стал периодом расцвета торговли в этих каналах. Так, через мессенджеры было продано товара на сумму более 3,5 млрд рублей, а на соцсети пришлось 314 млн рублей", - говорится в сообщении Group-IB.
Несмотря на запрет дистанционной продажи табака, специалисты Group-IB обнаружили более 620 онлайн-ресурсов, где в обход действующего законодательства продают сигареты, стики и
Общее число подписчиков профильных каналов в мессенджере за год выросло почти в три раза и достигло 1,4 млн человек.
Эксперты Group-IB объясняют рост теневого онлайн бизнеса увеличением на 20% акцизов на табачную продукцию в 2021 году, что привело к росту цен на сигареты в среднем с 112 до 140 рублей за пачку и, как результата, переходу части курильщиков на нелегальный рынок, где продается в том числе контрафактная продукция.