В Государственной Думе РФ обсуждается ряд нововведений, связанных с табаком и никотинсодержащей продукцией. Парламентарии говорят и о полном запрете вейпов, и о разделении доходов от акцизов между федеральным и региональными бюджетами, и об обезличивании табачных пачек.
Портал «Стоп Нелегальный Табак» попросил прокомментировать инициативы депутатов эксперта табачной отрасли, руководителя консалтингового агентства Fedotov Group Евгения Федотова:
- В Госдуме и СФ обсуждают разделение доходов от табачных акцизов между регионами и федеральным бюджетом. Как Вы считаете, если регионы будут получать часть доходов от акцизов, поможет ли им это лучше бороться с нелегальным табачным оборотом? И как, в целом, расцениваете это предложение?
Идея разделения доходов от акцизов между федеральным и региональными бюджетами не нова. Например, по алкогольной продукции такое деление уже достаточно давно происходит. И если смотреть на реализацию данной меры в алкогольном сегменте, то можно сказать, что она показала положительный результат.
Действительно, региональные власти заинтересованы в том, чтобы контролировать легальный и нелегальный рынки, и, соответственно, лучше бороться с нелегальной продукцией. Очевидно, что именно регионы на местах обладают максимальной полнотой власти, чтобы вести борьбу и с нелегальным производством, и с розничной торговлей нелегальным табаком и никотинсодержащими изделиями.
Передача части доходов акцизов в регионы, вероятнее всего, приведёт к усилению контроля за нелегальным рынком табака, поэтому предложение о перераспределении доходов между бюджетами справедливо.
Также (по аналогии с алкогольным рынком) было бы правильно передавать часть акцизов не только в те регионы, где производится табачная продукция, но и где она реализуется. Ведь в дальнейшем финансовая нагрузка по здравоохранению ложится на те регионы, где люди больше употребляют алкоголь и/или курят, а не на те, где больше производят табачной и/или алкогольной продукции.
На данный момент, реализована система, когда акцизы от продаж алкоголя передаются в регионы продажи алкогольной продукции, а не только в регионы, где она производится. Подобную систему при перераспределении доходов бюджетов хорошо бы скопировать и в случае с табачной и никотинсодержащей продукцией.
- Также в Госдуме обсуждают введение обезличенных пачек сигарет. Как относиться к этому предложению? Сможет ли оно каким-то образом помочь в борьбе с курением?
Обезличенные пачки сигарет также не являются новой идеей. Но следует понимать, что в мировой практике данная мера уже несколько раз была реализована, и ни в одной стране мира реального снижения количества потребителей табака и никотинсодержащей продукции не произошло.
Безусловно, можно ввести обезличенную пачку сигарет, но никакого эффекта, согласно международной практике, это не принесет. Единственный эффект, который может быть получен из-за того, что пачки станут обезличенными, – это усложнение выбора бренда потребителем. При такой ситуации для потребителя все бренды становятся одинаковыми, и, соответственно, он начинает выбирать только уже знакомые ему марки. По сути, обезличенная пачка создаёт монополию, когда несколько брендов бессменно начинают продаваться, а новым брендам выйти на рынок чрезвычайно сложно.
Учитывая, что в Российской Федерации лидерами по продажам являются международные компании (JTI, Philip Morris), то, соответственно, введение обезличенной пачки сигарет, в первую очередь, приведёт к тому, что российским производителям будет крайне тяжело предлагать альтернативные бренды, а зарубежные производители укрепят свои позиции.
К этому вопросу следует подходить комплексно и, возможно, менять дизайн упаковки, предупреждающие надписи и картинки, если депутаты действительно хотят оградить наших граждан от курения.
Но хотел бы напомнить, что решение об изменении дизайна табачной и никотинсодержащей продукции принимается не на уровне России, а на уровне технического регламента Таможенного союза, который действует на Россию, Беларусь, Казахстан, Армению и Киргизию. Таким образом, Россия в одиночестве не может принять решение о ре-дизайне пачек сигарет, потому что эта продукция имеет технический регламент всего Таможенного союза, и подобные инициативы должны приниматься совместно с другими странами-участницами организации.
- И о цифровой маркировке табачных изделий: насколько это нововведение упрощает борьбу с нелегальным табаком? И в целом, насколько система цифровой маркировки эффективна?
Безусловно, отказ от бумажных акцизных марок, с точки зрения производителя, положителен. Заказ акцизных марок, их получение, а также нанесение требовало очень большого количества человеческих ресурсов, а код системы «Честный знак», то есть код маркировки, и так наносился на каждую пачку. Соответственно, отказ от бумажных акцизных марок существенно упрощает бизнес-процессы.
При этом возникает вопрос, как потребителю отличить легальную продукцию от нелегальной. На сегодняшний момент, он может воспользоваться приложением «Честный знак», где отслеживается код маркировки. У других категорий продуктов с обязательной маркировкой (например, молочная продукция) акцизных марок никогда не существовало. На таких продуктах нанесен только код маркировки, и потребитель уже научился пользоваться мобильным приложением «Честный знак», определяя легальность потребляемой им продукции.
Поэтому в целом система цифровой маркировки может служить полным аналогом бумажной акцизной марки. И для большинства рынков это система показывает эффективность в борьбе с нелегальной продукцией.