Передача части табачных акцизов в регионы, как и полномочий для борьбы с нелегальным рынком, могут дополнительно привлечь в бюджет субъектов РФ около 1 миллиарда рублей в год, а федеральный бюджет в целом только в части акцизных поступлений дополнительно пополниться на почти 100 миллиардов рублей, которые сегодня достаются преступникам в теневом секторе экономики. К таким выводам пришли участники круглого стола «Борьба с нелегальным оборотом табачной продукции в Краснодарском крае: текущая ситуация и перспективы противодействия».
По данным аналитики «РБК Исследования рынков», сегодня товары с табаком и никотином занимают 4,5% от общего объема нелегального рынка. Ежегодно, по оценкам экспертов, реализация подобных товаров лишает федеральный бюджет суммы от 100 до 130 млрд руб. доходов, полученных от уплаты акцизов.
«Если сравнить только минимальные потери госбюджета, в 2023 году они составили 99,5 млрд рублей. И они, судя по всему, будут выше. В первом квартале 2024 года потери федерального бюджета составили уже 24,95 млрд рублей. При этом наибольший ущерб бюджету приносит незаконный оборот в Центральном и Южном федеральных округах — 9,24 млрд рублей и 4,84 млрд рублей соответственно… На территории Краснодарского края — 1,62 млрд рублей, — рассказала директор АНО «Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции» Ирина Бушина.
По мнению участников круглого стола, имеющийся разрыв в уровнях ставок акцизов на табачную продукцию между странами ЕАЭС подталкивает недобросовестных предпринимателей зарабатывать на контрабандной табачной продукции, поэтому дальнейшее повышение ставок акцизов должно учитывать ситуацию в Белоруссии и Казахстане. Кроме того, необходимо создавать стимул для регионов более активно бороться с нелегальным рынком, в том числе за счет передачи части акцизов в региональные бюджеты.
«Первое и самое главное — это гармонизация ставок акцизов, усиление экспортного контроля, введение лимитов для физических лиц для ввоза из стран-членов Таможенного союза немаркированной никотиносодержащей и табачной продукции. Дополнительные полномочия для правоохранительных органов, а также включение табачной продукции в перечень стратегически важной, что также позволило бы предусмотреть применение уголовной ответственности за незаконный ввоз табака из ЕАЭС», — поделился менеджер по работе с органами государственной власти JTI Роман Трошкин.
Одновременно с этим, полагает Трошкин, нужно ускорить начало реализации Соглашения ЕАЭС о применении навигационных пломб для отслеживания перемещения табачной и никотинсодержащей продукции между странами. Кроме того, отрасль консолидировано выступает за введение внесудебного порядка блокировки интернет-ресурсов, дистанционно реализующих табачную и никотинсодержащую продукцию — как это уже реализовано в отношении алкогольной продукции.
Перераспределение части доходов от акцизов на табачную продукцию поможет стимулировать контрольно-надзорную деятельность в регионах, что будет способствовать дальнейшему снижению незаконного оборота табачной продукции, считает советник президента Международной ассоциации «Антиконтрафакт» Светлана Квасова.
«Перераспределение акцизов в регионы безусловно даст положительный эффект. Надеемся, что это будет поддержано законодателями. Решение послужит дополнительным стимулом не только для Ростовской области, но и для всех субъектов России активизировать контрольно-надзорную деятельность с целью дальнейшего снижения незаконного оборота табачной продукции. Уже сейчас, я знаю, проходят консультации, чтобы сблизить позиции федерального центра и регионов по этим вопросам. Уверена, что будут приняты справедливые и оптимальные решения с учетом особенностей каждого региона», — отметила эксперт.