Табачная контрабанда и контрафакт ко второму кварталу 2021 года заняли свыше 12,8% рынка российского табака, хотя еще в 2016 году доля «серых» сигарет составляла около 1%, следует из данных исследования международного агентства Kantar TNS. Основная доля нелегального табака поступает из стран ЕАЭС, незаконно минуя границу России. Оборот нелегальных сигарет ежегодно наносит ущерб бюджету России в 100 млрд рублей.
Контрабанда сигарет уже не одно десятилетие - прибыльное дело для злоумышленников. Из-за уклонения от уплаты налогов федеральный бюджет теряет не менее миллиона рублей с каждой фуры. Появляются новые инструменты пресечения нелегального ввоза, и контрабандисты всеми способами стараются адаптироваться, чтобы обмануть систему и не потерять прибыль. Причем не имеет значение страна, из которой вывозится нелегальная продукция: есть определенные тенденции, о которых известно именно в тех, преступных кругах.
Авто – пережиток прошлого
Чаще всего нелегальные сигареты прячут в кузовах и шинах автомобилей, однако в последние годы тайники в автомобилях стали слишком очевидным и устаревшим способом контрабанды. Прятать сигареты в капотах, колесах, под кабинами, сиденьями, в топливном баке или в двойном дне — теперь банально.
По данным польской таможни, за последние годы правоохранительные органы успешно пресекли провоз сигарет в футбольных мечах, книгах музыкальных инструментах, велосипедах, а также продуктах – в хлебе и вафлях. Инструментом контрабандистов могут стать даже самые неожиданные конструкции: стоги сена в пограничных деревнях могут скрывать в себе тысячи сигаретных пачек. Контрабандисты складируют таким образом товар, пока ожидают удобного случая перебраться через границу.
И воздух, и вода
За последние годы пограничники многократно фиксировали случаи пересечения государственных границ с помощью дельтапланов. Например, в Службе охраны государственной границы Литвы рассказали о применении беспилотников для доставки контрабанды. Случаи их обнаружения начались более пяти лет назад, еще в мае 2014 года: российские пограничники поймали в Калининградской области БПЛА с размахом крыльев в 4 метра, способный принять до 10 килограмм сигарет. Для навигации в него была интегрирована система GPS, благодаря чему оператор мог координировать полет по 3D-карте.
Однако контрабандисты применяют не только воздушные беспилотники, но и наземные. В 2018 году революционный, по сути, случай зафиксировали у рубежей Литвы белорусские пограничники. Служба видеонаблюдения заметила беспилотную дрезину, двигавшуюся по железнодорожным путям со стороны Литовской Республики. При осмотре выяснилось, что двигателем в этом аппарате был электромотор, питавшийся от двух аккумуляторов. Тележка была снабжена сеткой, в которой и находились ящики с сигаретами. Примечательно, что дрезина двигалась пустой — из чего сделали вывод, что «робот» возвращался после успешной миссии.
Нередко в сводках новостей появляются новости о переправке контрабанды под водой: "Поймали "ихтиандра" одного, латыша на Двине, в водолазном костюме, под водой пытался плыть", - рассказали представители Пограничного комитета Литвы. Злоумышленник хотел переправить под водой 10 коробок белорусских сигарет, но был пойман пограничниками.
Когда не получается исхитриться - перевозят на себе
Перевоз контрабанды на себе — способ старый. Чаще всего к нему прибегают зимой, когда сигареты можно прятать за слоями одежды. Бывают случаи, когда злоумышленники даже привлекают к незаконной деятельности родственников: включая даже детей. Так, однажды задержали женщину, которая скотчем примотала сигареты к ногам ребенка.
Белорусские таможенники сообщили о случае с восьмидесятилетней женщиной, которую, на первый взгляд, вряд ли можно принять за контрабандистку: пенсионерка соорудила себе постель из нелегальных сигарет, а также прятала их в чайнике и коробке из-под обуви, надеясь незаконным образом переместить сигареты через таможенную границу.
Что дальше
Эксперты отрасли опасаются роста спроса на нелегальные сигареты из-за повышения акцизов на 20% в 2021 году. Такое решение принято с целью пополнения государственной казны, однако выгода весьма спорная: потери бюджета от распространения нелегального табака и уменьшения легального рынка превосходят суммы, которые планируют получить за счет роста акцизов. Неизбежный рост цен на легальную продукцию подталкивает курящее население к приобретению нелегальных сигарет из желания сэкономить, что поспособствует процветанию теневого рынка табака.
Проблема нелегального табака уже давно стала глобальной, однако единого способа ее решения, увы, не существует. Исполнительная власть, законодатели, легальный бизнес, правоохранители и контролирующие органы должны объединиться, чтобы создать единую безопасную среду. Есть надежда, что в скором времени это удастся.