В Челябинской области доля теневого рынка стремительно росла последние 5 лет: в 2019 году каждая 5-ая пачка сигарет была нелегальной. Это лишило госбюджет поступлений на сумму до 1,6 млрд рублей из-за недополученных акцизов и налогов, как сообщает журнал «Эксперт». В 2020 году по данному показателю город вышел на третье место в стране после Москвы и Ростова-на-Дону. Илья Филонин, член ЧОО «Опора России», эксперт Общественной палаты Челябинской области, рассказал о трудностях, с которыми сталкиваются честные предприниматели в условиях роста серого табачного рынка.
- Как и в большинстве приграничных регионов в Челябинской области остро стоит проблема оборота контрабанды. Можно ли сказать, что в торговле нелегальными сигаретами она проявляется наиболее отчетливо?
- Проблема стоит остро по той причине, что Челябинская область граничит с Казахстаном. Поскольку границы открыты, идет достаточно серьезный поток контрабанды. Это происходит преимущественно в табачной индустрии, поскольку сигареты являются наиболее денежноёмким продуктом и затраты на логистику относительно небольшие. Сигареты – по размеру небольшой продукт, стоит относительно немного – отсюда и проблема.
- Какие проблемы сейчас существуют у честных предпринимателей?
- Предприниматели сейчас очень озабочены тем, что появляются новые системы. Например, введение QR-кодов не облегчает им жизнь и, как мне кажется, в целом усугубляет ситуацию. Барьеров и без того немало, а покупка дополнительного оборудования только усложняет работу. Бизнесмены предпринимают немало действий для того, чтобы бизнес расширялся. Для начала нужно найти клиента, ведь самое главное – это продажи. Чтобы было все легально, нужно завести юрлицо, завести онлайн кассу, завести «Честный знак». А продуктовые магазины еще должны регистрироваться в системе «Меркурий». За последние 2-3 года сильно увеличилась фискальная нагрузка, ввели много подобных систем.
- А есть ли успешные практики для облегчения деятельности предпринимателей, которые используют в других отраслях?
- У одной крупной челябинской алкогольной компании есть такая практика: они предоставляют оборудование, предоставляют лицензию, и предприниматель реализует их продукцию в торговой точке, получая агентские. Компания оптового поставщика берет на себя все затраты, облегчая жизнь малым предпринимателям. Если б, например, производители или крупные компании предоставляли такое оборудование, было бы легче.
В последние годы уменьшался маржинальный заработок от сигарет на основных легальных фабриках. Объем контрабанды растет, потому что у белорусских нелегальных сигарет маржинальность гораздо выше, к тому же нет необходимости в затратах на оборудование, которое нужно, например, для «Честного знака». Поэтому правонарушители пока видят смысл в погоне за такими деньгами.
- Какой способ борьбы с нарушителями наиболее эффективен?
- Недавно прошел рейд по алкогольной и табачной продукции на оптовых рынках. Я считаю, что такие мероприятия наиболее эффективны. Они должны иметь системный характер, так как львиная доля нелегальной продукции проходит именно через оптовое звено.
- С 1 января этого года ввели ограничение на провоз табака без российских специальных марок по территории России – не более одного блока на физлицо. Как вы оцениваете эффективность данной меры?
- Мера определенно востребована, и хорошо, что подобные инициативы принимаются. Однако полностью действенность этого решения пока трудно оценить: прошло всего 5 месяцев. Я бы сделал акцент на введении ограничений для юрлиц и оптовых поставках, так как именно в них, на мой взгляд, заключается основная проблема.
- Есть ли другие решения, над которыми, на ваш взгляд, необходимо работать?
- Если смотреть с точки зрения предпринимателей, необходимо увеличить маржинальность заработка, чтобы они понимали выгоду от торговли легальным товаром. А у нас из года в год идет уменьшение этого заработка, поэтому люди идут на такие риски.
В 90-ые годы была безакцизная торговля сигаретами, и ситуация походила на то, что происходит сейчас. Рынок контрабандной продукции велик. Тогда произошел такой переломный момент, когда доходность от легальных и нелегальных сигарет стала примерно одинаковая. И люди просто выбирали легальный путь: они зарабатывали примерно столько же, но без риска получить штраф. Это решило проблему.