И ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКЕ
Конституционный суд контрабандиста не поддержал

С жалобой в КС РФ обратился контрабандист, которому суд вменил контрабанду партии сигарет на внушительную сумму. При этом стоимость контрабанды рассчитывал не эксперт, а сам суд – он использовал в расчетах информацию регионального Управления Росстата о средней потребительской цене на сигареты с фильтром по региону на момент выявления преступления.
По мнению контрабандиста, такой подсчет неправомерен: ведь Росстат брал данные по официальным продажам сигарет, следовательно, все это сигареты, в составе цены которой уже учтен немалый акциз на табачные изделия и НДС. В его же случае сигареты не маркированы, акциз и налог не начислялись, следовательно, стоимость контрабандных сигарет нельзя исчислять с учетом акциза и НДС (по среднему значению потребительской цены за пачку), а нужно, напротив, использовать наиболее низкую из возможных цен без налогов. Следовательно, п. 2 примечаний к ст. 171.1 УК РФ противоречит нормам Конституции РФ в той мере, в какой позволяет произвольно определять стоимость немаркированных табачных изделий, чем нарушает принцип единообразного применения судами уголовного законодательства, допускает аналогию в уголовном праве, лишает подсудимого права на защиту.
Однако Конституционный Суд РФ не усмотрел оснований для принятия жалобы. Он, в частности, указал:
• Стоимость нелегально произведенных и (или) участвующих в незаконном обороте немаркированных табачных изделий не может принципиально по-разному определяться в части включения в нее акциза и НДС для целей привлечения к уголовной ответственности;
• таким образом, определять стоимость нелегальной табачной продукции нужно сообразно розничной цене данной легальной продукции, рассчитанной с учетом включения налогов, подлежащих уплате в установленных законом случаях;
• такой подход к определению размера предмета преступления, предусмотренного в ст. 171.1 УК РФ, не может рассматриваться как вносящий в правовое регулирование неопределенность, а также как свидетельствующий о заведомо избыточном уголовном принуждении. Иное фактически благоприятствовало бы поощрению незаконной деятельности в сфере производства и оборота табачных изделий;
• значит, стоимость нелегальных немаркированных табачных изделий определяется исходя из розничной цены соответствующей легальной продукции, при отсутствии такой цены – из установленной единой минимальной цены табачной продукции за соответствующий период, а в случае необходимости – с применением специальных познаний, притом, что такие цены устанавливаются с учетом подлежащих уплате налогов и сборов.