Контрабанда сигарет через Центральную Азию

03.12.2021
Фото: РБК
Контрабанда сигарет через Центральную Азию – фото

Центральная Азия – это некий перевалочный пункт, в который нелегальный табак попадает различными путями. Сначала сигареты производят в таких странах, как ОАЭ, Сербия, Болгария, Таджикистан, Беларусь, затем их нелегально отправляют в Центральную Азию, после чего распространяют по территории ЕАЭС. А оттуда – и в Россию.

По подсчетам экспертов, через центральноазиатский транзитный хаб проходит около 6,5 млрд курительных единиц в год. Очевидно, здесь не обходится без покровительства серьезных чинов: они не пресекают перемещение нелегального товара, и, более того, способствуют этому.

ОАЭ – один из самых масштабных каналов поставок нелегальных сигарет. В Дубае есть свободная торговая зона Джабаль-Али (JAFZ), где есть порядка 27 табачных фабрик. Там сигареты производятся легально, а затем их вводят в незаконный оборот без уплаты акцизов и налогов.

Существует несколько вариантов распространения незаконного товара из ОАЭ. Например, товар с фабрик переправляют через Иран в порт Bandar Abbas на Каспии, дальше он грузится на сухогрузы и отправляется в морпорт Актау в Казахстане. Эксперты отрасли отмечают, что сухогрузы, не доходя до порта, могут стоять неделями или месяцами в ожидании «коридора». Когда его находят, документы меняют с сигарет на другой товар, например, стройматериал, и груз попадает в Актау. Дальше какая-то часть уходит в Казахстан, основная же часть предназначена для России.

По другому каналу сигареты из ОАЭ могут попасть самолетом через Иран, Афганистан в Таджикистан. Оттуда опять же их перенаправляют в Киргизию и дальше.

Контрабанда нелегального табака из Сербии осуществляется с помощью Duty Free. Произведенные на фабриках этой страны сигареты декларируют как товар для беспошлинной торговли в Киргизии. Там их размещают на складе временного хранения в таможенных терминалах, после чего небольшими партиями отправляют в Россию.

В Duty Free канал Киргизии, по подсчетам экспертов, поступает 2 млрд 800 млн курительных единиц при легальном рынке потребления 3 млрд 200 млн. Совершенно очевидно, что в страну не может заехать количество туристов, способное купить в зоне беспошлинной торговли почти 3 млрд сигарет. По факту эта продукция незаконными путями отправляется в другие страны.

Интересна ситуация с сигаретами из Таджикистана. На границе Баткенской области Киргизии и Согдийской области Таджикистана есть участок, где граница проходит по дороге. С одной ее стороны Таджикистан, с другой — Киргизия. Эта территория особо не контролируется, поэтому там процветает нелегальный оборот.

Несмотря на то, что махинации с поставками нелегального табака сложны, а расстояния, которые преодолевает незаконный груз, огромны, контрабанда экономически выгодна. Стоимость производства одного короба (500 пачек) нелегальной продукции составляет примерно 100 долларов. Ввоз сигарет в ЕАЭС (взятка чиновнику, закрытие документов по транзиту или изменение номенклатуры груза по бумагам) добавляет около 15 долларов на короб. Стоимость транспортировки контейнера сигарет через море составляет примерно 3−5 тыс. долларов. Перевозка наземным транспортом по территории ЕАЭС сопоставима с этим по стоимости и обходится примерно в 10 долларов за короб. В итоге удорожание коробки сигарет составляет около 125−135 долларов. А отпускная цена, по которой реализуется контрабанда в России, стартует с 300−350 долларов за коробку. В любом случае, прибыль, которую получают контрабандисты, будет на уровне нескольких сотен процентов.

Проголосовать
Обсуждение:
Ваш комментарий будет первый