И ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКЕ
Михаил Перельман: «Запрет выглядит избыточным и контрпродуктивным"

Минздрав ожидает снижения распространенности курения в России к 2030 году до 16% благодаря реализации федерального проекта "Здоровье для каждого". Об этом на форуме «Женщины за здоровое общество» сообщил министр здравоохранения России Михаил Мурашко.
По оценкам экспертов, для достижения этого целевого показателя важно обеспечить фактическую реализацию уже существующих в национальном законодательстве регулирующих норм.
"Достижение целевых показателей в борьбе Минздрава с распространением курения исторически во многом обусловлено внедрением в российское регулирование положений Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ), со дня вступления в силу которой недавно исполнилось 20 лет. Сторонами этой конвенции являются 183 государства, население которых охватывает 90% нашей планеты", - отмечает Игорь Строганов, доцент департамента стратегического и международного менеджмента Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.
"Учитывая принятый в России в 2013 году и несколько раз обновлявшийся с той поры профильный Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции", обязательные нормы и положения РКБТ ВОЗ уже нашли достаточное отражение в национальном регулировании. Кроме того, только за последние несколько лет в силу вступили более 20 связанных запретительных инициатив", - считает эксперт.
По словам Игоря Строганова, путем к реальному сокращению количества курильщиков может стать обеспечение системного и добросовестного исполнения уже вступивших в силу правовых норм в области борьбы с табакокурением, а не создание новых запретительных инициатив.
"Инструментарий РКБТ ВОЗ предполагает две формы мер борьбы с распространением табакокурения - ценовые и неценовые. Первые - это прямые и косвенные налоги, например акциз на табак. Вторые - ограничения на рекламу, открытую выкладку и подобные им меры, - объясняет Михаил Перельман, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента РАНХиГС при президенте РФ. - Учитывая многообразие таких норм, уже инкорпорированных в российское законодательство из РКБТ ВОЗ, введение дополнительных ограничений, тем более жестких, включая полный запрет отдельных видов продукции или полный запрет на потребление табачной и никотинсодержащей продукции с определенного возраста выглядит избыточным и контрпродуктивным".
Михаил Перельман подчеркнул важность обеспечения реального исполнения существующих в нашем законодательстве норм и правовых инструментов вместо внедрения дополнительных запретительных подходов, которые, как показывает опыт ряда развивающихся стран, приводят к значительному росту нелегального рынка, фактически лишая смысла меры по борьбе с курением как таковые.