Мораторий на проверки продавцов табачной и алкогольной продукции могут отменить

10.10.2023
Источник: Ведомости
Фото: Ведомости
Мораторий на проверки продавцов табачной и алкогольной продукции могут отменить – фото

Правительство России поручило Минэкономразвития проработать вопрос о возобновлении проверок компаний, которые занимаются реализацией алкогольной и табачной продукции. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель кабмина. В Минэке на вопросы по существу не ответили, сообщив лишь, что сам мораторий изначально не предусматривал полного отказа от проверок.

С самой инициативой принять такие меры обратился депутат Госдумы и заместитель руководителя межфракционной рабочей группы по защите здоровья граждан от алкогольной, табачной и наркотической угроз Султан Хамзаев. Его письмо в правительство есть в распоряжении редакции. В нем он отмечает, что некачественная алкогольная и табачная продукция может нанести вред здоровью потребителя. В частности, в июне в регионах Центральной России (Самарской, Ульяновской, Пензенской, Нижегородской, Курганской областях, а также Чувашии и Удмуртии) произошли случаи массового отравления алкогольными напитками марки "Мистер Сидр". В итоге пострадало 106 человек. В связи с этим Хамзаев считает, что необходимо вернуть проверки и другие надзорные мероприятия в отношении организаций, торгующих табаком и этиловым спиртом.

Сам мораторий на плановые проверки был утвержден правительством в марте 2022 г. "с целью обеспечения устойчивости развития экономики и снижения нагрузки на бизнес в условиях санкций". Мораторий должен был действовать до конца прошлого года, но в итоге его продлили сперва на 2023 г., а затем до 2030 г.

Тем не менее число нарушений при выпуске алкогольной продукции продолжило расти, а общий объем контрафакта сейчас составляет порядка 40% от всего рынка, говорит Хамзаев без ссылки на источники этих данных. У экспертов немного другие цифры. По данным Росалкогольтабакконтроля, в прошлом году в стране было выпущено порядка 1 млрд дал алкоголя. При этом, как утверждает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз, ежегодно население стабильно выпивает около 500 млн л (50 млн дал. - "Ведомости") нелегального спиртного - около 5% от общего объема потребления.

Такая же проблема наблюдается и в отношении табака, отмечает член федерального президиума Ассоциации малоформатной торговли Антон Воронов. По его словам, несмотря на принимаемые законодателями меры (например, запрет на онлайн-продажу никотиносодержащей продукции), на рынке пока не прослеживается реального уменьшения доли контрафакта. На данный момент она составляет 13,9%, утверждает Воронов. Годом ранее этот показатель составлял 12,1%, напоминает руководитель табачного консалтингового агентства Fedotov Group Евгений Федотов.

Несмотря на это, эксперты сомневаются в эффективности отмены моратория на проверки. Надзорные мероприятия коснутся легального бизнеса, который не занимается торговлей контрафактом, объясняет Дробиз. В итоге, по его мнению, на нелегальной продукции это вряд ли отразится. Проверки вряд ли смогут помочь в борьбе с теневым производством, которое находится за пределами правового поля, вне контроля органов власти, соглашается представитель компании Simple Group. Потребители покупают контрафактную продукцию из-за ее низкой стоимости осознанно, добавил Дробиз. Поэтому, как считает эксперт, даже в случае сокращения доступности таких товаров люди не перейдут на легальный алкоголь, так как его цена в 2-3 раза выше.

А вот владелец брендингового агентства Kaufman Станислав Кауфман и исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин с этим не согласны. Первый говорит, что алкогольная отрасль нуждается в контроле как минимум по причине защиты здоровья граждан. Любые инциденты, связанные с некачественной продукцией, в первую очередь опасны для покупателей и во вторую - отражаются на рынке в целом, добавил второй. При этом важно, чтобы проверки не превратились в "давление на бизнес", отмечает Кауфман.

Для табачной отрасли такая инициатива, по мнению Федотова, имеет смысл, только в случае если она будет эффективна для борьбы с нелегальным рынком. Даже с действующим мораторием на плановые проверки только с августа по ноябрь Роспотребнадзору было поручено проконтролировать около 1000 магазинов с табачной и никотиносодержащей продукцией, утверждает он. Но при этом сокращения нелегального рынка не произошло, подчеркивает Федотов. Если рынку и нужны надзорные мероприятия, то продуманные, аккуратные и точечные, направленные на то, чтобы продавцы легального товара не страдали от засилья недобросовестных конкурентов, говорит Воронов.

Крупнейшие торговые сети, продающие алкоголь и табак, - X5, "Лента", "Магнит" - запросы "Ведомостей" оставили без ответов. Так же поступили алкогольный дистрибутор Luding и продавцы никотина - "Мостабакторг" и "Вкус табака".

Проголосовать
Обсуждение:
Ваш комментарий будет первый