На импортеров товаров, подлежащих обязательной маркировке, хотят распространить уголовную ответственность за ввоз контрафактной продукции. Изменения планируют внести в статью Уголовного кодекса — сейчас она карает только за оборот контрафакта внутри страны: производство, приобретение, хранение, перевозку и сбыт. Соответствующий законопроект Правительства опубликован на портале проектов нормативных правовых актов, его общественное обсуждение завершится 2 июля.
Список товаров, подлежащих обязательной маркировке в России, постоянно растет. В идеале она должна охватить всю продукцию, производимую в стране и ввозимую из-за рубежа, для исключения фальсификата. Сейчас маркировка обязательна для алкоголя, табака, некоторых видов одежды и обуви, молочной продукции и бутилированной питьевой воды, пива и кваса, а также ряда медизделий и биодобавок.
Минпромторг, разработавший законопроект, предложил дополнить отдельные пункты «контрафактной» статьи 171.1 Уголовного кодекса словами об ответственности за импорт. В нынешней редакции наказание положено только за «производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт товаров и продукции без маркировки».
«Ответственность за незаконный ввоз таких товаров на территорию Российской Федерации не предусмотрена. Такой подход фактически исключает на практике возможность привлечения к уголовной ответственности недобросовестных импортеров немаркированных товаров и ставит в неравное положение организации производителей и поставщиков и организации импортеров товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», — подчеркнули в ведомстве.
За крупный импорт немаркированных товаров будет грозить до 300 тысяч рублей штрафа, до трех лет принудительных работ или лишение свободы на тот же срок. За преступление в составе группы время отработки и тюремного заключения возрастет до четырех лет, а в случае особо крупного объема контрафактной продукции штраф увеличится до полумиллиона рублей, а срок в колонии — до шести лет. К ответу будут привлекать должностных лиц компаний или индивидуальных предпринимателей, допустивших ввоз таких товаров. Исключение составят случаи транзитного перемещения немаркированной продукции через территорию России.