«Необходимо расширение полномочий и возможностей силовых и контрольных ведомств, новые инструменты в борьбе с каналами поставок»

08.09.2023
Фото: фото из личного архива
«Необходимо расширение полномочий и возможностей силовых и контрольных ведомств, новые инструменты в борьбе с каналами поставок» – фото

Заместитель министра торговли и услуг Республики Башкортостан Рустам Байбурин в интервью порталу «Стоп нелегальный табак» размышляет о причинах увеличения незаконного оборота сигарет, рассказывает как с этой проблемой борются в Башкортостане и выражает свое мнение об идее о перераспределении доходов от табачных акцизов из центра в регионы.

- Нелегальный табак – серьезная проблема для экономики Республики Башкортостан. По данным АНО «Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции» (ННЦК) доля нелегального рынка табака в Республике составляет 11,6% по итогам 2-3 квартала 2023 года. Как вы полагаете, что способствует довольно высокому уровню нелегальной торговли табаком в регионе?

- Доля нелегального рынка табака в Республике Башкортостан в целом находится ниже общероссийских показателей (13,9%). Минимальные потери федерального бюджета с учетом полевого исследования АНО «ННЦК» и данных Росстата за I квартал 2023 года в Республике Башкортостан составили 475 млн. рублей.

Около 60% всей нелегальной продукции составляют сигареты, незаконно ввезенные в Российскую Федерацию из стран-членов ЕАЭС: Республики Беларусь, Армении, Казахстана, Кыргызстана.

Одной из причин роста нелегальной торговли, по мнению экспертов, является повышение акцизов на табачную продукцию. За последние семь лет ставки акцизов выросли более чем в 2,5 раза. Существенная разница в ставках акцизов в России и странах ЕАЭС стимулирует переток к нам более дешевой продукции. Так, вследствие разницы в акцизах минимальная цена белорусских сигарет почти в 2,5 раза ниже российской.

- Ощущаете ли вы в Республике Башкортостан борьбу правоохранителей и надзорных органов с продавцами нелегального табака?

- Одним из способов борьбы с теневым табачным рынком является маркировка табачной продукции (введена в 2019 году). В настоящее время в системе «Честный знак» зарегистрировано свыше 7701 предприятий оптовой и розничной торговли Республики Башкортостан, реализующих табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, альтернативную табачную продукцию.

Минпромторгом России совместно с оператором ГИС МТ ООО «Оператор-ЦРПТ» ежеквартально проводится анализ с целью выявления потенциальных нарушителей обязательных требований маркировки. Списки организаций, предположительно нарушающих обязательные требования о маркировке товаров средствами идентификации, направляются в комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в субъектах Российской Федерации и отрабатываются на местах.

Существенным шагом в борьбе с нелегальным рынком табачной продукции стал закон, устанавливающий государственное регулирование производства и оборота табачных изделий, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства. Производители и импортеры такой продукции должны теперь лицензировать свою деятельность и регистрировать основное производственное оборудование. Законом также предусмотрено изъятие и уничтожение нелегальной табачной продукции и оборудования, находящихся в незаконном обороте.

Если говорить о работе территориальных контрольно-надзорных органов в Республике Башкортостан, то по результатам первого полугодия 2023 года, в условиях действующего моратория на проверки бизнеса, правоохранительными и надзорными органами республики проведено свыше 200 профилактических мероприятий в отношении точек розничных продаж табачной продукции, выявлено 25 административных правонарушений и возбуждено 6 уголовных дел.  Изъято свыше 52 тысяч пачек сигарет.

- А существует региональная комиссия, которая занимается противодействием незаконному обороту продукции и, в частности, сигарет? 

- Вопросы реализации комплекса мер, направленных на противодействие незаконному обороту табачной продукции в Республике Башкортостан неоднократно рассматривались на заседаниях нашей региональной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.

В рамках деятельности комиссии в Республике Башкортостан также создана рабочая группа по вопросам введения системы маркировки товаров средствами идентификации на территории республики.

Министерством торговли и услуг Республики Башкортостан вместе с администрациями муниципальных районов и городских округов Республики проводится информационно-разъяснительная и консультационная работа с хозяйствующими субъектами – предприятиями и индивидуальными предпринимателями – участниками оборота табачной продукции.

По итогам 2022 года Башкортостан сохраняет лидирующие позиции среди регионов Приволжского федерального округа по количеству участников, подключившихся к национальной системе цифровой маркировки «Честный ЗНАК».

Кроме того, в целях обеспечения информационного обмена и   межведомственного взаимодействия, в адрес территориальных контрольно-надзорных органов аппаратом комиссии направлялась подготовленная отраслевыми ассоциациями производителей табачной продукции и Международной ассоциации «Антиконтрафакт» оперативная информация о местах реализации контрафактной табачной продукции в населенных пунктах Республики Башкортостан, для использования в ходе проведения комплекса оперативно-профилактических мероприятий.

- Счетная палата и Совет Федерации полагают, что для борьбы с теневым рынком табака необходимо перераспределить часть доходов от акцизов на табачную продукцию из федерального в региональные бюджеты. Как вы относитесь к этой инициативе сенаторов и чиновников? Что даст такое расщепление акциза?

- Перераспределение части табачных акцизов в региональные бюджеты и наделение регионов полномочиями по контролю за розницей на своей территории в свою очередь, поможет борьбе с нелегальным рынком. Регионы на местах могли бы использовать указанные доходы от акцизов на борьбу с нелегальным рынком табака: разработку региональных программ и проведение определенных мероприятий.

- Мораторий на проверки бизнеса, действующий второй год, очень осложняет работу правоохранительных органов. Надо ли его отменить, на ваш взгляд?

- В настоящее время внеплановые контрольно-надзорные мероприятия и проверки при непосредственной угрозе и по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан  осуществляются при условии согласования с органами прокуратуры.

На мой взгляд, полностью отмена моратория преждевременна, однако из него можно исключить вопросы, связанные с оборотом табачной продукции, а также алкоголя и лекарственных средств, расценивая эту продукцию как  оказывающую непосредственное влияние на здоровье граждан. Подобные предложения от регионов уже обсуждаются на федеральном уровне.  

- Дайте ваш прогноз на развитие ситуации с незаконным оборотом табака в Республике Башкортостан. 

- При комплексном подходе к решению указанной проблемы, используя как имеющие законодательные инструменты, так и при активной деятельности контрольно-надзорных органов, есть все предпосылки для стабилизации ситуации. Необходимо также расширение полномочий и возможностей силовых и контрольных ведомств, новые инструменты в борьбе с каналами поставок.

Проголосовать
Обсуждение:
Ваш комментарий будет первый