И ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКЕ
ННЦК: Потери бюджета от незаконного оборота табака в СКФО – 981 млн руб

Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК) провел семинар-совещание, посвященный 5-летнему опыту реализации Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Особое внимание на семинаре, в котором приняли участие представители Государственной Думы, Минпромторга, Следственного Комитета, Генпрокуратуры, МВД, Росстата и других ведомств, было уделено регионам Северо-Кавказского федерального округа.
Открывая мероприятие, заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по экономической политике Артем Кирьянов отметил, что фискальный эффект от маркировки товаров составил 1,2 трлн руб за последние несколько лет, при этом половина суммы приходится на табачную индустрию. Общими усилиями контрольно-надзорных органов в последнее время удалось снизить объемы нелегального оборота табачной и никотинсодержащей продукции, сказал он. Однако к нулевым значениям можно прийти, только если решить вопрос разрыва тарифных и акцизных ставок на табак в странах ЕАЭС, не забывая при этом об усилении административной и уголовной ответственности за незаконный оборот в самой России. Кирьянов особо отметил проблематику оборота вейпов, 90-95% которого, в отличие от традиционной табачной продукции, находится в серой зоне. «Это заставляет задуматься о качестве подобной продукции», заметил депутат. На фоне идущих сейчас дебатов о запрете вейпов он сказал: «Я не сторонник тотальных запретов, которые приведут к непредсказуемым последствиям, в том числе для здоровья несовершеннолетних. Также это может вызвать процесс сращивания наркомафии с преступностью в сфере незаконного оборота вейпов». По его словам, способы решения проблемы вейпов могут быть обозначены в ходе обсуждений законопроектов о лицензировании торговли табачной и никотинсодержащей продукцией на осенней сессии Госдумы.
Представленные директором ННЦК Ириной Бушиной итоговые интегральные рейтинги демонстрируют состояние рынка промышленных товаров регионов Северо-Кавказского федерального округа. Известно, что в округе с этим дела обстоят не очень хорошо, по целому ряду параметров регионы СКФО – в числе отстающих. Андрей Пучковский, начальник управления контроля за продукцией в обороте Роспотребнадзора, откровенно сказал на семинаре: «СКФО вызывает особую обеспокоенность».
Названные Ириной Бушиной рейтинги регионов Северо-Кавказского федерального округа, действительно, не очень высоки. Чечня – 59, КБР – 63, КЧР – 61, Дагестан – 43, Ингушетия – 54, РСО Алания – 48, Ставропольский край – 35. При этом ситуация в табачной отрасли, несмотря на сокращение доли нелегального оборота в целом по стране, в Северо-Кавказском округе далека от оптимистичной.
Справедливости ради заметим, что в число антилидеров по доле нелегального оборота табака входят не только регионы СКФО. Если по России доля незаконного оборота, по данным ННЦК, составляет 9,5% в пересчете на курящее население (это минимальный уровень за все время наблюдений), то в Калужской области – 31,3%, в Чечне – 27,8%, в Смоленской области – 25,1%. Но в СКФО в целом самый высокий среди федеральных округов показатель – 14,8%. В КБР – 19,5%, в КЧР – 11,1%, в Чечне – 27,8%, в Дагестане – 18,2%, в Ингушетии – 9,8% (зафиксировано наибольшее снижение с 16% в 2024 году), в РСО – 13,5%, на Ставрополье – 12,8%. То есть везде выше среднероссийского показателя. Минимальные потери федерального бюджета от нелегального оборота табака в 1 квартале 2025 года ННЦК оценивает в 22 млрд руб, из них только в СКФО – в 981 млн руб.
Ряд участников семинара говорили, что с учетом уже достаточно детализированного законодательства главный фокус сейчас надо сместить с разработки новых рестрикций на эффективность правоприменения, то есть реализовать то, что уже принято. Андрей Ахметзянов из компании JTI Россия заметил, что если в 2015 году нелегальный рынок табачных изделий был менее 1%, то потом, после начала процесса повышения акцизов выше инфляции, он резко вырос. И только со второй половины 2023 года наметился тренд на его снижение, что и показывают данные ННЦК. По информации JTI, табачная отрасль сегодня обеспечивает 3% доходов бюджета, а недополученные доходы бюджета превышают 127 млрд руб. Однако уже в прошлом году меры по обелению рынка принесли бюджету 2 млрд руб.
Ахметзянов привел данные о минимальных ценах на сигареты в странах ЕАЭС, наглядно демонстрирующие побудительные причины для нелегальной торговли в рамках объединения: Россия – 135 руб, Казахстан – 137 руб, Киргизия – 101 руб, Армения – 105, Беларусь – 99 руб. Среди других стимулов контрабанды эксперт назвал отсутствие таможенных границ внутри ЕАЭС, разрыв в ставках акцизов в странах блока, рост доли расходов на сигареты в структуре доходов потребителей и высокую маржинальность этой деятельности.
В этой связи он обратил особое внимание на проблему прерванного транзита в ЕАЭС, когда якобы экспортный товар из одной страны оказывается в России и здесь продается на черном рынке. Для борьбы с этим явлением особо эффективно использование навигационных пломб, обеспечивающих прослеживаемость транспортируемых товаров. Эксперт отметил, что с 2025 года между Россией и Белоруссией введено требование о пломбировании транспорта, перевозящего табачную продукцию. Аналогичное соглашение принято и в рамках ЕАЭС еще в 2023 году, но его реализация до сих пор не началась, так как не во всех странах-членах Союза принята необходимая нормативная база.
Среди мер, которые необходимо применить для борьбы с нелегальным оборотом табака, Ахметзянов выделил следующие:
• Обеспечение умеренной индексации акцизов на сигареты в России;
• Гармонизация акцизов внутри ЕАЭС;
• Ускорение разработки нормативно-правовой базы для обеспечения массового внедрения навигационных пломб;
• Максимальная активизация работы контрольно-надзорных и правоохранительных органов по этому направлению.
При этом особое внимание было обращено на необходимость скорейшего законодательного закрепления возможности внесудебной блокировки интернет-ресурсов, предлагающих к продаже нелегальную табачную продукцию. Соответствующий законопроект был принят Государственной думой весной этого года. Добросовестные участники оборота очень надеются на его принятие и вступление в силу уже в текущем году.