Паразитирование на брендах: как правообладателю пресечь продажу контрафакта

04.11.2021
Фото: РГ
Паразитирование на брендах: как правообладателю пресечь продажу контрафакта – фото

Распространение некачественной и контрафактной продукции вредит как покупателю, так и брендам. За последние двадцать лет Россия прошла длинный путь: была проделана огромная работа по совершенствованию законодательства и преобразования его в соответствие с мировыми трендами. Однако рынок все еще завален подделками самого разного качества.

Контрафактная продукция в любом случае несравнима с оригиналом. Большинство продавцов вводят потребителя в заблуждение, позиционируя подделку как подлинный товар. В результате потребитель не получает заявленного качества продукта, что, несомненно, сказывается на репутации бренда и приводит к формированию отрицательного мнения у пользователя о компании. 

Увеличение популярности бренда неизбежно ведет к росту количества контрафактной продукции. Реализация подделок масштабна и происходит как через интернет, так и в оптовых и розничных магазинах вплоть до крупных торговых центров. Выявление и пресечение деятельности таких недобросовестных предпринимателей не всегда осуществляются в полной мере, в связи с чем правообладателю приходится самостоятельно организовывать защиту товарного знака. Как быть, если на вашем бренде паразитируют?

Шаг 1. Найдите ответственного за юридическое сопровождение

Для успешной борьбы со злоумышленниками компания может как воспользоваться услугами собственных юристов, так и обратиться к сторонним консультантам, которые обладают определенными преимуществами. Например, в качестве стороннего консультанта может быть привлечен адвокат, который обладает исключительными правами по сбору доказательств (в частности, адвокат вправе провести опрос лица с его согласия для фиксации дополнительных сведений в протоколе). Работа с собственным юридическим отделом выгодна с точки зрения оптимизации расходов.

Шаг 2. Соберите информацию о контрафакте

Получить ее можно через контрагентов компании: они могут замечать подделки в соседних торговых точках, достаточно построить простую и быструю коммуникацию, при которой контрагенты могут легко сообщить об этом региональным менеджерам или непосредственно руководству организации. Также вычислить злоумышленников можно путем мониторинга интернет-источников или же непосредственно через потребителей.

Полученную информацию нужно проверить. Необходимо убедиться в существовании магазина с контрафактом и организовать приобретение контрафактного товара проверяющим лицом: впоследствии это даст возможность представить в суде дополнительные документы и сам контрафактный товар. Это значительно увеличит вес заявления, подаваемого в правоохранительные органы.

Шаг 3. Обратитесь в правоохранительные органы

В заявлении необходимо полностью описать организованную правообладателем проверку: источник получения информации о торговле контрафактным товаром, адреса и названия магазинов, именование владельца (при наличии). Даже в случае отсутствия в действиях указанных лиц состава преступления, сотрудник, проводящий проверку, обязан рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей о незаконном использовании средств индивидуализации товаров. Если известно, что продажей подделок занимаются лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, это также необходимо отразить в заявлении.

Примерный перечень документов, которые необходимо приобщить к заявлению:

  • доверенность от организации на представление интересов в правоохранительных органах;
  • выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП на доверителя и проверяемых предпринимателей;
  • уставные документы доверителя;
  • свидетельства на товарные знаки с приложениями;
  • протокол опроса лица (сотрудника доверителя либо контрагента доверителя) с его согласия;
  • кассовые/товарные чеки либо иные документы, подтверждающие продажу предпринимателем контрафактного товара;
  • если товар импортный – копия информационного письма ФТС России о товарных знаках правообладателя;
  • фотографии торгового зала магазина, где была приобретена контрафактная продукции;
  • скриншоты сайтов проверяемых магазинов, их страниц в социальных сетях и иные документы.
  • доверенность от организации на представление интересов в правоохранительных органах;
  • выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП на доверителя и проверяемых предпринимателей;
  • уставные документы доверителя;
  • свидетельства на товарные знаки с приложениями;
  • протокол опроса лица (сотрудника доверителя либо контрагента доверителя) с его согласия;
  • кассовые/товарные чеки либо иные документы, подтверждающие продажу предпринимателем контрафактного товара;
  • если товар импортный – копия информационного письма ФТС России о товарных знаках правообладателя;
  • фотографии торгового зала магазина, где была приобретена контрафактная продукции;
  • скриншоты сайтов проверяемых магазинов, их страниц в социальных сетях и иные документы.

Предоставление наиболее полного пакета документов позволит ускорить процесс проверки и исключит необходимость в предоставлении дополнительных справок.

 Шаг 4. Контролируйте ситуацию

После проведенной проверки в отношении конкретного предпринимателя и привлечения его к ответственности необходим дальнейший контроль за его деятельностью со стороны правообладателя. Если недобросовестный предприниматель был первоначально привлечен к административной ответственности за реализацию контрафактного товара, то в дальнейшем при повторной реализации подделки он может быть привлечен сразу к уголовной ответственности без учета размера причиненного вреда.

Проголосовать
Обсуждение:
Ваш комментарий будет первый