«Покупатели, которые голосуют кошельком, идут покупать белорусские сигареты»

29.07.2022
«Покупатели, которые голосуют кошельком, идут покупать белорусские сигареты» – фото

Денис Воронов, генеральный директор и владелец торговой сети «Табачный капитан» рассказал в интервью «Стоп нелегальный табак» о буднях табакониста

-
Расскажите про свою торговую сеть.

-  У нас более ста штук торговых точек в Москве, Московской и Ярославской областях. Это индивидуальные предприниматели, которые с нами работают по договору франшизы. Мы им обеспечиваем товарный ассортимент, матрицу, у нас договора с производителями. Наш формат – это табаконист в чистом виде. Наш ассортимент на 95% - это сигареты, табак, зажигалки, альтернативные системы доставки никотина. Еще 5% - это сопутствующие товары: вода, снеки, жевательная резинка.

- Как в регионах вашего присутствия ощущается нелегальный рынок табака?

- В Москве в меньшей степени, в Московской области, скажем так, в средней степени, а в Ярославской – этот рынок прямо очень ощутим. Конечно, сейчас идет тренд на уменьшение нелегального рынка: и в Москве, и в области, и в Ярославле. А вот еще в прошлом году, например, в Люберцах и в Ярославле были точки, которые через дорогу от наших объектов торговали в открытую белорусскими сигаретами…

- То есть они вообще не боялись?

- Похоже, что вообще не боялись. В Москве, конечно, в принципе не было такого открытого пренебрежения законами, а в регионах, например, попытки достучатся до контролирующих органов к результату не приводили. Это все уходит как в песок.

- Вы пытались именно в Ярославской области?

- В тех же Люберцах пытались обратить внимание разными способами: обращались через порталы и напрямую в неформальных беседах с теми людьми, которые способны донести информацию до правоохранителей. Возможно, информация куда-то и доходит. Но почему-то это не работает, видимо система дает сбой где-то на низовом уровне. Условно, тот участковый, который должен прийти, или проверяющий, который должен прийти и устранить данное нарушение, по какой-то причине этого не делает.

-  Как это на бизнесе отражается?

- Очевидно, что отрицательно. Покупатели от нас уходят через дорогу к недобросовестным продавцам. Те покупатели, которые “голосуют кошельком”, идут покупать белорусские сигареты. Человек, который не располагает большой суммой и изначально ищущий что-то подешевле, или кто-то колеблющийся сделал свой выбор между дешевыми марками легального табака в пользу нелегального при такой доступности.

- Государство за последние годы предприняло очень много мер, чтобы бороться с нелегальным рынком. Как вы оцениваете эти меры?

- Меры по своим задумкам, наверное, прекрасные, но в итоге получается так, что маркировка пытается регулировать тех, кто и так априори добросовестный. Нам маркировка принесла много головной боли, много дополнительных затрат, пришлось докупать дополнительное программное обеспечение и технику, вводить дополнительные штатные единицы. А когда недобросовестный торговец продает белорусские сигареты, то ему в общем-то без разницы как работает маркировка.

- Что, на ваш взгляд, можно сделать еще?

- Наверное, просто исполнять хотя бы законы и статьи рабочие: ходить, выявлять, реагировать. Когда какая-то часть нелегальных продавцов в открытую работает, говорить о том, что у кого-то есть ошибки или недочеты в работе с маркировкой по меньшей мере, несерьезно.

- Но вот вы говорите, вы чувствуете, что идет снижение нелегального рынка по областям?

-  Снижение идет и возможно ограничения в период пандемии какую-то роль сыграли, когда все передвижения были ограничены. Наверное как-то больше стали бороться с нелегальным ввозом сигарет из Белоруссии.

 - Как обстоят дела с конкуренцией на легальном табачном рынке?

- Конкуренция в последнее время значительно возросла, табачных магазинов развелось как грибов после летнего дождя. Думаю что это обусловлено ростом новой категории – электронные испарители. И из-за того, что электронные сигареты гораздо доступнее для перепродажи, чем традиционные сигареты, и маржа на них значительно выше: 20 – 40% по сравнению с 6% для обычных сигарет. Соответственно, появилась возможность открывать табачные точки с низким стартовым капиталом и с низкой организационной структурой. Их стало много и конкурентная среда выросла.   

- А какую долю занимают «электронки» в вашей структуре продаж?

- У нас процентов 15 – 20. Мы все-таки табаконисты. Хотя уже появилось довольно большое количество точек, которые вообще сигаретами не торгуют, а продают только «электронки». У нас же основной ассортимент – это сигареты, все основные производители. Мы – традиционные табаконисты, у нас представлено большинство марок легальных сигарет, представленных на российском рынке.

-  Как показало недавнее исследование РБК, табак – это двигатель торговли и трафикообразующий элемент для розницы. Вы чувствуете это по своему бизнесу?

-  Наши франчайзи берут в аренду торговые точки: иногда это точка с отдельным входом, но в основном это магазины с разными отделами – кондитерка, молочка, овощи и т.д.  И все эти магазины, (конечно, где нет школы и садика в 100 метрах), хотят иметь у себя табак, потому что понимают, что табак делает трафик. Так что на мой взгляд это на 100% верное утверждение.  

- Что вас волнует в регулировании отрасли?

- Главная проблема в том, что надо хотя бы те законы, которые приняты, реализовывать в жизнь. А при составлении законов думать, для чего они нужны. Потому что сейчас получается так, что законы хорошие, но их цель зарегулировать тех, кто и так согласен регулироваться. А мы в общем-то и без законов с удовольствием все делали бы без лишних затрат и накладных расходов. И вообще, с табаком много таких «интересных» бывает ситуаций. C алкоголем кстати такого нет. Например, запрет торговать сигаретами в радиусе 100 метров от детского сада. Законодатели и правда думают, что дети в 5 – 6 лет пойдут покупать сигареты?!

Проголосовать
Обсуждение:
Ваш комментарий будет первый