«Продолжающийся рост контрабанды из соседних стран остается ключевой проблемой, требующей дополнительных мер со стороны госорганов»

15.09.2023
Фото: Пресс-служба департамента потребрынка Ростовской области
«Продолжающийся рост контрабанды из соседних стран остается ключевой проблемой, требующей дополнительных мер со стороны госорганов» – фото

Директор департамента потребительского рынка Ростовской области Алексей Панкратов рассказал в интервью порталу «Стоп нелегальный табак» за счет чего Ростовской области удается сокращать объемы черного рынка табачной продукции.

- Нелегальный оборот табачных изделий в Ростовской области на протяжении последних лет стабильно держится на высоком уровне. По данным АНО «Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции» (ННЦК) доля нелегального рынка сигарет в Ростовской области составляет 34,9% по итогам 4 квартала 2022 года. Как вы полагаете, что способствует такому масштабу нелегальной торговли табачной продукцией в регионе?

- Основным фактором, способствующим сохранению высокого уровня нелегального оборота табачной продукции, прежде всего, является высокая ценовая доступность сигарет для потребителей, обусловленная существенной разницей в ставках акциза. (Основная часть нелегального рынка табака – это контрабанда из ЕАЭС, где ставки акцизов на табак существенно ниже, чем в РФпримечание «Стоп нелегальный табак»). Пачку нелегальных сигарет можно без труда приобрести в 2 – 3 раза дешевле законной продукции. По сути, контрабанда, незаконный ввоз через механизм транзита, незаконное производство как раз направлены на максимальное снижение себестоимости нелегальных сигарет.

Вместе с тем, по результатам проведенных АНО «ННЦК» полевых исследований, доля незаконного оборота табачной продукции в Ростовской области по итогам 2022 года снизилась с 40% до 34,9%.

Снижению объемов оборота нелегальной продукции способствуют скоординированные действия правоохранительных и контрольно-надзорных органов, а также усиленная работа, проведенная органами местного самоуправления и общественными организациями.

Необходимо отметить также, что работа системы цифровой маркировки табака, действующая на электронной платформе «Честный ЗНАК», зарекомендовала себя действенным инструментом пресечения нелегального оборота табачной продукции благодаря обеспечению его полной прозрачности на всех этапах. Наибольших результатов удалось достичь в части сокращения доли сигарет с признаками подделки российских акцизных марок. В то же время продолжающийся рост контрабанды из соседних стран остается ключевой проблемой, требующей дополнительных мер со стороны государственных органов.

Приложение «Честный знак» также стало основным инструментом общественного контроля в сфере противодействия незаконному обороту табачной продукции. Через приложение пользователи могут считывать Data Matrix коды, узнавать всю информацию о товаре и сообщать надзорным органам об обнаруженных нарушениях.

Приложение «Честный ЗНАК» на конец первого квартала 2023 года установили на мобильные устройства более 153 тысяч граждан Ростовской области. Этот показатель составил 4,55% от численности совершеннолетнего населения при общероссийском индексе в 5,25%.

- Как вы оцениваете уже предпринятые государством меры по борьбе с нелегальным рынком табачных изделий?  

- В России планомерно создаются условия для вытеснения с рынка контрафактной продукции: усиливается контроль, в том числе, с помощью электронных информационных систем и маркировки, ужесточаются штрафные санкции.

Одним из существенных факторов, повлиявших на снижение объема оборота нелегальной продукции в Ростовской области, является запрет с 1 июля 2020 года на розничную продажу сигарет без фиксации в ГИС МТ. До этого момента в обороте была продукция как маркированная, так и немаркированная средствами идентификации. Законодательством РФ не была предусмотрена ответственность для хозяйствующих субъектов за непредоставление сведений о розничной продаже сигарет в ГИС МТ. В этой связи имелись предпосылки для нарушения требований об обязательной маркировке табачной продукции средствами идентификации со стороны недобросовестных участников рынка: по части табачной продукции участники товарооборота не подавали сведения в систему. С 1 декабря 2021 года КоАП РФ дополнен статьей 15.12.1 (нарушение по этой статье влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 10 000 рублей, на юридических лиц – в размере от 50 000 до 100 000 рублей).

Также необходимо отметить, что с 1 сентября 2023 года вступил в силу закон, устанавливающий правовые основы производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства в РФ.

- Расскажите подробнее о том, как у вас в Ростовской области борются с нелегальным оборотом табака.

- В первую очередь, необходимо отметить, что региональные органы власти не наделены полномочиями по проведению контрольных мероприятий в сфере оборота табака, табачной и никотинсодержащей продукции.

Однако, в целях мониторинга ситуации нами создана рабочая группа по вопросам соблюдения федерального законодательства в сфере маркировки товаров и оборота подакцизной продукции в Ростовской области, на которой рассматриваются вопросы принятых мер по снижению незаконного оборота данной продукции. 

В заседании рабочей группы принимают участие представители правительства Ростовской области, органов местного самоуправления, а также правоохранительных, контрольно-надзорных органов, компаний и общественных организаций.

В результате взаимодействия территориальных подразделений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Ростовской области на постоянной основе проводится комплексная работа по пресечению фактов оборота контрафактной и контрабандной табачной продукции, что является одним из действенных методов в борьбе с незаконным оборотом табачной продукции.

- Проходила информация о том, что в Ростове-на-Дону демонтируют незаконно построенные ларьки, в СМИ пишут, что там, в основном, и обитают торговцы контрафактом.

- В части демонтажа нестационарных торговых объектов. Органами местного самоуправления в типовую форму договора на размещение НТО действительно внесено дополнительное положение. Его суть заключается в том, что такой договор подлежит расторжению в случае вступления в силу судебного решения о привлечении хозяйствующего субъекта к ответственности за правонарушения, связанные с оборотом табачной продукции.

Кроме того, органами местного самоуправления регулярно проводится разъяснительная работа с предпринимательским сообществом о недопустимости нахождения в обороте табачной и никотинсодержащей продукции, несоответствующей требованиям действующего законодательства. И систематически актуализировалась информация об изменениях законодательства в части маркировки средствами идентификации подакцизной продукции, в том числе, и на сайтах органов местного самоуправления в интернете.

- Совет Федерации и Счетная палата уже не первый год говорят о том, что для борьбы с теневым рынком табака необходимо часть доходов от акцизов на табачную продукцию перенаправить из федерального в региональные бюджеты. Как вам предложение сенаторов и чиновников?

- Эффективность борьбы с нелегальным табаком, безусловно, зависит от финансирования этого направления деятельности. Вместе с тем, без наличия контрольных полномочий у региональных властей, такая мера, на наш взгляд, будет малоэффективной.

- С 2022 года в России действует мораторий на проверки бизнеса, что очень осложняет работу правоохранительных органов. Как вы полагаете, имеет ли смысл его отменить?

- Полагаем, что данный вопрос требует взвешенного подхода. Необходимо вспомнить, что на деятельность хозяйствующих субъектов существенное влияние оказали события, связанные с пандемией, а также факторы санкционного давления. Вместе с тем, ведутся дискуссии по изменению отдельных положений постановления правительства РФ «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». В частности, в отношении наиболее уязвимых сфер: организации питания, оборота алкогольной и табачной продукции.

- Дайте ваш прогноз на то, как будет развиваться ситуация с оборотом нелегального табака в Ростовской области.

- Нелегальный оборот табачной продукции не первый год является серьезной проблемой в Ростовской области. В то же время скоординированные действия правоохранительных и контрольно-надзорных органов дают свои результаты, и ситуация имеет положительную динамику.

Проголосовать
Обсуждение:
Ваш комментарий будет первый