К 2022 году российскую экономику может ждать рост теневого рынка табака до 30%, сообщается в материале Коммерсанта со ссылкой на исследование центра НАФИ. Аналитики прогнозируют ухудшение ситуации из-за резкого роста табачного акциза с этого года, снижения покупательной способности россиян и отсутствия контроля за перемещением немаркированных сигарет. Однако в правительстве риск роста нелегального рынка не считают существенным и обещают дальнейшее повышение акцизов на табак, правда, не столь резкое.
Если сдержать потоки контрабанды не удастся, нелегальный сегмент может захватить до 30% табачного рынка, отмечают аналитики НАФИ. По их оценкам, если правительство не предпримет активные действия по борьбе с «серыми» сигаретами, в 2022 году ущерб федеральному бюджету может составить от 282 до 339 млрд руб. При этом даже на фоне усиления борьбы с нелегальным табаком аналитики прогнозируют в следующем году рост нелегального рынка минимум до 15% с текущих 7% (оценка агентства Nielsen). Это приведет к выпадающим доходам госбюджета на сумму около 170 млрд руб. Причем этот «мягкий» сценарий учитывает активное противодействие ввозу нелегальных сигарет через границу.
Однако регуляторы не считают риск роста теневого оборота табака высоким. Минфин, в частности, не видит проблемы в резком повышении акцизов на табачные изделия. В сентябре 2020 года глава Минфина Антон Силуанов заявлял, что потенциал для администрирования табачного акциза еще имеется. Но это все же будут делать мягче, добавили представители Минфина: в последующие годы планируется индексировать ставки акцизов на уровень прогнозируемой инфляции. Власти апеллируют к эффективным результатам, которые дали внедрение системы цифровой маркировки табачной продукции и мероприятия правоохранителей, и отрицают влияние коронавирусных ограничений на динамику «серого» сегмента.
Представители табачной индустрии согласны с социологами – повышение акцизов на табак провоцирует увеличение спроса на нелегальный рынок. По мнению специалистов отрасли, чтобы остановить теневой сектор, необходимо продолжать работу над законодательными изменениями, включая ужесточение ответственности за нарушения, расширение полномочий правоохранителей и контроль за производственным оборудованием. Отдельным направлением должно стать усиление контроля за оборотом и перемещением табачной продукции: введение специального режима транзитного и трансграничного перемещения по территории стран ЕАЭС, а также сбалансированный подход к регулированию цен на легальный табак. Последнее включает разумную акцизную политику в России, чтобы не увеличивать ценовой разрыв в стоимости сигарет с ближайшими странами-соседями.