Экономика России находится под давлением: нарушение цепочек поставок, резкие колебания курсов валют, рост ключевой ставки ЦБ до 20%, растущая инфляция, снижение реальных располагаемых доходов населения.
Чем сложнее легальному бизнесу и потребителям, тем быстрее растет «черный» рынок нелегальной продукции. Это справедливо в первую очередь для рынка табака, где еще до кризиса каждая десятая пачка, продаваемая в стране, была контрафактом или контрабандой. Бюджет, которому сейчас особенно нужны деньги, потерял от нелегального табака более 100 млрд рублей только в 2021 году.
Высоки риски того, что ущерб будет только расти вместе с долей контрафакта, главным рассадником которого станут, как и в 90-е, крупные городские рынки. Почему правильные законы по борьбе с нелегальным табаком не работают «на земле», оставляя потребителя без защиты перед товарами сомнительного происхождения? И что может противопоставить нелегальной «рыночной экономике» государство и правоохранительные органы, чтобы не допустить роста дыры в бюджете на десятки миллиардов рублей?
ЧАСТЬ 1
Откуда «левый» табачок?
Несмотря на то, что Министерство внутренних дел страны и региональные власти периодически рапортуют об успехах, отчитываясь о сотнях тысяч задержанных пачек контрафакта, реальное положение не дает поводов для оптимизма.
В 3-м квартале прошлого года Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции при Минпромторге РФ (ННЦК) опубликовал результаты масштабного исследования незаконного оборота в табачной отрасли в России. Из общей доли 11,5%, по данным ННЦК, почти 7% приходится на нелегальный ввоз из стран ЕАЭС, подозрительную маркировку имеют 2,2%, подделки из магазинов Duty Free и контрабанда чуть выше 1%, а пачки без акцизных марок составляют менее половины процента.
Александр Борисов
директор ННЦК
— В течение трех месяцев во всех 85 субъектах РФ проводились полевые исследования с целью выявления доли потребления населением нелегальных сигарет. В результате на анализ отправилось 64 тыс. пачек из 840 населенных пунктов. До этого ни одна экспертная организация не делала такого охвата и не предоставляла подобную репрезентативностьВ печальном списке регионов-лидеров по контрафакту Северо-Западный федеральный округ оказался на третьем месте (порядка 16% нелегального оборота) после Южного (18%) и Северокавказского (более 20%) федеральных округов.
Интересно, что в Дальневосточном федеральном округе доля оказалась наименьшей. Все дело в географии: регион находится максимально далеко от основного источника поставки нелегальной продукции — Белоруссии. «Если оценивать структуру табачных изделий, незаконно ввозимых из стран ЕАЭС, почти 93% приходится на белорусских производителей. Все исследованные пачки белорусских производителей имеют нелегальное происхождение. Армения, Казахстан и Кыргызстан оцениваем в доле от 1,5 до 3%», — говорится в исследовании.
Причина потока нелегального табака из стран Таможенного союза в Россию проста: из-за кратной разницы в ставках акцизов сигареты, произведенные, например, в Белоруссии, в разы дешевле российских.
ЧАСТЬ 2
Не только «Апрашка»
Как устроен нелегальный оборот табаком, давно известно, схема не нова. В Россию нелегальные сигареты завозят буквально фурами, под видом груза, который транзитом идет через нашу страну, например в страны Азии. Затем фуры останавливаются в специально подготовленных точках, разгружаются, а нелегальные сигареты крупными партиями отправляются оптовым закупщикам. Объем такого «транзита» — сотни миллионов долларов, по словам заместителя руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Олега Губайдулина, только с одной фуры с нелегальным табаком криминал «зарабатывает» сотни тысяч долларов прибыли.
Городские рынки в этой схеме служат не только местами продаж, но и играют роль дистрибуторских центров, через которые контрафакт расходится на мелкооптовые и розничные точки по региону. Почему рынки? Ответ на этот вопрос прост: здесь, в отличие от супермаркетов и прочей организованной торговли, продажа сигарет до сих пор производится без касс, за наличный расчет, без регистрации в системе «Честный знак», без использования электронного документооборота, онлайн-касс и сканеров цифровой маркировки. Легальный табачный рынок жестко регулируется, в крупных торговых сетях или в законопослушном магазине у дома такая торговля за наличные и без документов не пройдет. Если в супермаркете вам не дали чек, вы, скорее всего, зададите вопрос. А для рынка — это обычное, устоявшееся положение вещей, которое не бросается в глаза.
“ Городские рынки в этой схеме служат не только местами продаж, но и играют роль дистрибуторских центров.
— Эксперт Северо-Запад
Наиболее яркий пример — печально знаменитая «Апрашка», где контрафакт можно купить буквально в любом ассортименте и количествах. Но ситуация на других рынках региона мало чем отличается.
Один из примеров: пару месяцев назад представители Совета по проблеме подросткового курения закупились на Южном рынке в Петербурге, в двух точках продали нелегальные сигареты взрослому покупателю, в одной из них — несовершеннолетнему. Совет обратился в МВД. «Нелегальный оборот табачной продукции способствует распространению курения среди подростков и снижает эффективность принимаемых мер по охране здоровья населения. Просим провести проверочные мероприятия, направленные на пресечение случаев реализации немаркированной табачной продукции, а также продажи табачной продукции несовершеннолетним на территории Южного рынка», — говорится в обращении совета на имя начальника ГУ МВД России по Петербургу и Ленинградской области Романа Плугина (копия есть в распоряжении журнала. — «Эксперт С-З»). Реакция со стороны органов — отписка о регистрации обращения, которая приходит автоматически, никаких действий не предпринято, никакого ответа на обращение не последовало. На момент выхода статьи ничего не изменилось. Как на рынке торговали нелегальным табаком, так и продолжают. А органы правопорядка, как представляется, просто игнорируют проблему.
Также в Петербурге корреспондент «Эксперта Северо-Запад» принял участие в нескольких подобных закупках совместно с региональным отделением общероссийской организации «Антидилер», которая уже несколько лет активно борется с незаконной продажей табачной, алкогольной продукции, а также с наркоторговлей. Технология проста: в магазинах, которые подозреваются в продаже нелегального табака, делается закупка, по итогам которой фиксируется сам факт торговли «из-под полы». Как уточняют в «Антидилере», в 2021 году проведено 440 контрольных закупок, в первые месяцы текущего года — 60. По итогам направленных обращений в правоохранительные органы в прошлом году получено 324 положительных ответа (изъята продукция, наложен штраф), в 2022 году — 23. Отрицательных ответов — 116 и 37 соответственно.
Свои проверки проводят и пользователи «Патруля качества» — мобильного приложения, созданного НП «Гражданин» для борьбы с незаконным распространением контрафактных изделий. В частности, по Петербургу в 2021 году направлено почти 200 обращений в органы правопорядка по факту продажи нелегального табака, из них отклонено 26, просрочены ответы по 82 заявлениям.
Если судить по официальным сообщениям и пресс-релизам, органы правопорядка не сидят сложа руки. Но в реальности, борьба с нелегальной торговлей «на земле», даже в тех случаях, когда правоохранители реагируют на сигналы, сводится к выписыванию относительно небольших штрафов. А они, в принципе, не наносят «летального» финансового вреда нелегальным торговцам.
Например, по обращениям «Патруля качества» заведено всего пять административных дел, при этом, как утверждают общественники, ни одна торговая точка не закрыта. Бывают эпизоды, когда полиция отказывается даже принять заявление о торговле нелегальным табаком, либо просто признает факт продажи неподтвержденным.
Конечно, можно привычно сетовать на несовершенство законодательства и ушлых торговцев, которые находят лазейки и не держат в торговых точках крупных партий. Но есть и более прозаичное и привычное для нашей страны объяснение. Его дадут 10 из 10 человек, которых вы спросите, почему правоохранители не могут справиться с практически открытой продажей контрафактных сигарет на рынке.
ЧАСТЬ 3
Сигареты с рынка для подростков
Помимо сокращения налогооблагаемой базы («черный» рынок не платит налоги), нелегальный табак создает еще одну проблему, о которой говорилось выше: нелегальные точки продаж табака — это рост подросткового курения. Когда сама продажа уже нелегальна, то у торговцев нет никакого ограничения по поводу других нарушений, в паспорт к покупателю они попросту не заглядывают. «Проблема есть. Крупные игроки рынка соблюдают закон, а вот мелкие почти повсеместно его нарушают и, безусловно, провоцируют детей и подростков попробовать „серую“ табачную продукцию. Например, в Петербурге, в районе проспекта Просвещения, часто продают никотиносодержащие продукты детям 10−12 лет», — объясняет президент Межрегиональной общественной организации «Спортивно-патриотический клуб боевых искусств «Белый БАРС» Антон Миссуловин.
В 2021 году холдинг РОМИР проводил в Петербурге опрос подростков в возрасте от 11 до 17 лет. Изучался не только уровень подросткового курения, но и места приобретения сигарет несовершеннолетними. Исследование показало, что только 9% подростков в Петербурге покупают сигареты в крупных сетях, а подавляющее большинство подростков — 74% — делают это в мелкой рознице. «Сильно беспокоит то, что увеличивается количество покупок в нелегальных местах продаж — это уличная торговля, рынки, автолавки. Этот показатель увеличился втрое в сравнении с 2015 годом», — констатирует Анна Сорочинская.
“ Только 9% подростков в Петербурге покупают сигареты в крупных сетях, а подавляющее большинство подростков — 74% — делают это в мелкой рознице.
— Эксперт Северо-Запад
Поскольку совет работает не только в Петербурге, но и в других регионах, организация уже включила в сферу своих работ именно направление для борьбы с нелегальным рынком, чтобы как-то помочь госорганам, бизнесу, всем тем, кто заинтересован в решении проблемы. Волонтеры собирают информацию о местах продаж нелегальной продукции, а далее Совет отправляет эту информацию в Роспотребнадзор и полицию, и пытается помочь госорганам активизировать контроль.
По мнению Сорочинской, нужно усиливать контроль за нарушениями в сфере продаж сигарет несовершеннолетним: «Я считаю, что он недостаточен. И конечно, важно бороться с рынком нелегального табака, потому что если он будет расти, то будет расти и доступ несовершеннолетних к нелегальной табачной продукции. Все наши наблюдения показывают, что те точки, в которых есть нелегальный табак, продают эту продукцию любому покупателю вне зависимости от возраста, и не спрашивают документ, подтверждающий совершеннолетие», — констатирует Анна Сорочинская.
ЧАСТЬ 4
Что делать?
Нельзя сказать, что государство не видит проблемы нелегального оборота табачной продукции. Напротив, и правительство, и законодательная власть в последние годы постоянно говорят об остроте проблемы и предпринимают вполне конкретные действия для противодействия нелегальному табаку: ужесточена ответственность за контрабанду сигарет, введены ограничения на ввоз сигарет физическими лицами для личного потребления, заработала система цифровой маркировки.
Взвешенная и сбалансированная акцизная политика является ключевым элементом в противодействии взрывному росту «черного» рынка. Подход к увеличению акцизов должен учитывать, что это определяющий фактор в цене сигарет, а чем выше становится ценник легальных сигарет, тем привлекательнее для потребителя будет дешевый контрафакт.
Появляются и новые инициативы. Так, Счетная Палата, проведя всестороннее исследование проблемы, пришла к выводу о необходимости стимулирования регионов для противодействия черному рынку. В частности, рассматривается предложение направлять из федерального бюджета в бюджеты регионов не менее 15% дохода от акцизов на табачную продукцию. Тогда региональные власти будут напрямую заинтересованы в сокращении «черного» рынка — чем больше легальные продажи, тем больше получает регион от акцизов. Это предложение Счетной Палаты поддерживают и законодатели. По словам первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергея Рябухина, в этом году плановый показатель поступления в федеральный бюджет — более 700 млрд рублей от табачных акцизов. Если мы теряем 11,12 или 18% из-за нелегального оборота табачной продукции, это потери государства более чем 100 млрд рублей. «Если мы сейчас будем зачислять 15% в доход субъектов РФ, мы из индифферентного состояния органов государственной власти субъекты федерации и муниципальные органы переведем в активных борцов за чистоту рынка», — поясняет сенатор.
По такому пути пошла алкогольная индустрия: с 2019 года в региональные бюджеты зачисляется большая часть доходов от акцизов на крепкий алкоголь, в 2022 году это 84% от акцизных поступлений. В результате доля нелегального алкоголя снизилась втрое: если в 2015 году по оценке НИУ ВШЭ теневой рынок составлял 59% потребляемой крепкой алкогольной продукции, то по результатам свежего исследования Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина РФ нелегальной является каждая пятая бутылка крепкого алкоголя.
Но, очевидно, что без работы «на земле», без постоянного внимания местных органов власти, правоохранителей в регионах самые хорошие законы и инициативы не будут работать эффективно. Ключевой запрос — более активная и системная работа силовиков.
Сейчас у правоохранительных и контрольно-надзорных органов есть инструментарий для оперативного выявления нелегальной торговли: единая минимальная цена как дополнительный индикатор легальности сигарет, а цифровая маркировка на каждой пачке позволяет с помощью смартфона проверить легальность продукта.
Рынки, ставшие дистрибуторскими центрами контрафакта, а сигареты только один из сегментов нелегальной системы, — это проблема очевидная для каждого. И этой проблемой надо заниматься постоянно и последовательно. Инициировать проверки и доводить дело до конца — работать по крупным партиям контрафактного товара и одновременно усилить системное давление на нелегальные точки продаж. Возможно, штрафы и не такие большие, но, если их выписывать регулярно, издержки нелегального бизнеса точно вырастут. Это существенный фактор, способный ограничить рост «черного рынка», увеличить бюджетные поступления и оградить потребителей и подростков от дешевого контрафакта.
И последнее: по результатам государственного исследования нелегального рынка табака уже составляется рейтинг субъектов Российской Федерации по степени эффективности работы органов власти в сфере противодействия незаконному обороту продукции. Хочется надеяться, что нам не придется краснеть за место Северо-Западного региона в этом списке.