Число магазинов, торгующих электронными сигаретами, c марта прошлого года увеличилось на 32%. В городах-миллионниках их уже больше, чем классических табачных магазинов. При этом нелегальный оборот на рынке никотинсодержащей продукции составляет 79%, нелегальный оборот жидкостей для ЭСДН – 93%. Годовой ущерб бюджету от незаконного оборота никотинсодержащей продукции за 2022 год может достигнуть 30 млрд рублей.
Российский сегмент розницы, специализирующейся на продажах табачных изделий и электронных систем доставки никотина (ЭСДН) — электронных сигарет и вейпов, за год вырос на треть. В марте количество магазинов, специализирующихся на продажах электронных сигарет в российских городах-миллионниках, достигло 16,9 тысяч точек — по сравнению с тем же месяцем 2022 года их число увеличилось на 32%, следует из данных, предоставленных по картографическим сервисом 2ГИС.
Специалисты 2ГИС оценивали количество магазинов и точек продаж по двум категориям в зависимости от того, какие товары преобладают в их ассортименте. В категорию «электронные сигареты» входят магазины и точки продаж, в которых точно продаются электронные сигареты. В категорию «табачные изделия» попадают магазины, в которых продаются сигареты и любой табак, но не обязательно электронные сигареты — ЭСДН могут быть в ассортименте таких магазинов, но информацией о количестве таких точек специалисты не располагают.
Самый большой прирост числа магазинов, торгующих вейпами и электронными сигаретами, за год был зафиксирован в Волгограде (плюс 56%, всего 792 точки в марте), почти на 50% их стало больше в Уфе — 517 точек. В тот же период в Москве количество таких точек продаж выросло на 32% — до 4,1 тысяч магазинов.
Специализирующаяся на электронных устройствах для курения розница переживает бум последние два года — на начало декабря 2021 года таких магазинов в России насчитывалось в три раза меньше — всего 5,2 тыс. Сейчас их число превышает количество магазинов, определяющих себя как классическая табачная розница: по данным 2ГИС, в марте в городах-миллионниках их было 14,6 тысяч точек (то есть на 13,6% меньше, чем магазинов по продаже электронных сигарет). За год с марта 2022 года число табачных магазинов также увеличилось — на 30%.
Впрочем, ассортимент большинства табачных точек уже включает и электронные сигареты: сегодня почти нет традиционных магазинов сигарет, не торгующих ЭСДН или системами нагревания табака, указывает гендиректор консалтинговой компании DNA Realty Антон Белых. «Это реакция рынка на рост потребления такой продукции. В 2021 году предприниматели нащупали нишу, и это настолько прибыльная история, что они перестали считаться с понятием здоровой конкуренции и ценами на аренду в удачных локациях», — описывает Белых.
Вопреки росту числа табачных и вейп-магазинов, доля курильщиков в России последние пять лет остается почти неизменной. По данным опросов ВЦИОМ, это треть населения. В январе Минздрав приводил данные Росстата, согласно которым доля курильщиков снижается: если в 2009 году распространенность курения среди мужчин и женщин составляла 39%, то сейчас — около 21%.
Зафиксированное Росстатом снижение числа курильщиков могло быть результатом перехода части потребителей с сигарет на инновационные продукты, допускает представитель «Интернэшнл тобакко групп» (ранее Imperial Brands, выпускает марки Davidoff, West, Jadé, P&S, «Максим» и электронные системы доставки никотина myblu). При этом в «Интернэшнл тобакко групп» отмечают, что в России по-прежнему высокий спрос на табачные изделия.
В местах с высоким покупательским трафиком точки по продаже вейпов и других ЭСДН могут открываться «дверь в дверь и в большом количестве», указывает Белых. Площадь таких магазинов больше, чем у традиционной табачной розницы, которая прежде выбирала помещения площадью 7–10 кв. м. Бизнес, связанный с вейпами и электронными сигаретами, выбирает помещения от 10 до 30 кв. м, со средней стоимостью аренды 5–15 тысяч рублей за квадратный метр в месяц.
Резкий рост числа магазинов, торгующих вейпами и электронными сигаретами, эксперты и участники рынка объясняют тем, что, в отличие от традиционной табачной розницы, этот сегмент меньше регулируется законодательством, а маржинальность продукта выше. «На табачном рынке бизнес всегда находится под прицелом регуляторов: у тебя понятный продукт, сети дистрибуции, а контрабанда и контрафакт очевидны, — объясняет один из участников табачной отрасли. — В ЭСДН большинство не платят акциз, власти не всегда понимают, легален ли продукт, а ценообразование и маржинальность в руках предпринимателей».
Во втором полугодии 2022 года доля нелегальных никотинсодержащих продуктов на российском рынке могла доходить до 79%, а в жидкостях — 93%, сообщали в Минпромторге со ссылкой на данные исследования Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК). По оценке исследовательской компании NielsenIQ, наибольший вклад в динамику продаж ЭСДН вносят электронные сигареты: за 12 месяцев до февраля включительно их продажи в штуках выросли на 37% год к году, а в денежном выражении — на 63% (абсолютные цифры исследователи не приводят).
С мнением о значительно меньшем контроле этого рынка соглашается и президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов. Рентабельность у продавцов ЭСДН доходит до 200–400%, в то время как в табачной отрасли из-за максимальной розничной цены она составляет 5–10%, оценивает Белых.
С марта 2019 года в России действует обязательная маркировка сигарет, предназначенная для борьбы с нелегальной продукцией: производители, импортеры, а также продавцы должны передавать сведения об обороте табака в национальную систему маркировки «Честный знак». Оборот немаркированных сигарет и папирос запрещен с 1 июля 2020 года.
Обязательная маркировка жидкостей для электронных систем доставки никотина в России введена с 15 декабря 2022 года, но пока участники рынка только подключаются к системе и могут продавать немаркированные остатки продукции. Сведения об обороте товаров (маркировка распространяется в том числе на никотиновые и безникотиновые жидкости в картриджах, капсулах, а также в составе электронных сигарет одноразового использования) в систему «Честный знак» должны передавать пока производители и импортеры. Оптовые и розничные продавцы подключатся к системе с 1 апреля. А с 1 декабря оборот этих товаров без маркировки будет запрещен.
Также Налоговый кодекс предусматривает акцизы на жидкости для вейпов: с 1 марта они увеличились на 11% — с 18 до 20 рублей за миллилитр, с 2024 года они вырастут еще на 5% — до 21 рублей. Акциз на сигареты и папиросы повышается меньшими темпами: с 1 марта — на 2%, до 3536 рублей за 1 тысяч штук, на 2024 год — на 4%, до 3678 рублей.
У вейп-магазинов нет преференций — требования по продаже табачной и никотинсодержащей продукции одинаковы, но к ЭСДН, в отличие от табака, практически отсутствуют законодательно установленные требования по качеству и безопасности, говорит представитель «Интернэшнл тобакко групп». «В основном многочисленные вейп-магазинчики продают товар неустановленного качества и происхождения с соответствующими привлекательными ценами», — указывает представитель компании.
По данным совместного обзора рынка оператора маркировки «Честный знак» ЦРПТ и ННЦК: в 2022 году было продано 7,73 млрд условных упаковок сигарет и папирос — на 0,17% меньше, чем за 2021 год;
среди товарной группы «сигареты и папиросы» 99,95% составляют продажи сигарет;
с марта по декабрь 2022 года было продано 446,2 млн условных упаковок никотинсодержащей продукции. В структуре продаж 99,9% приходится на стики (нагреваемый табак);
в структуре продаж альтернативной табачной продукции наибольший вес имеют категории «табак для кальяна» и «сигариллы». Из 94,9 тысяч условных упаковок на них пришлось 67,5 тысяч и 20,5 тысяч штук соответственно.