Инициатива Минздрава установления дополнительного критерии индексации акцизов на сигареты представляется весьма спорной. Во-первых, в абсолютном выражении, в силу специфики исчисления акцизов на сигареты (применение комбинированной ставки: в рублях за шт + процент от максимальной стоимости) сумма акцизов с дорогих сигарет взимается в большем объеме. Уже данное обстоятельство, по мнению, отдельных экспертов является деструктивным с точки зрения здравоохранения, так как стимулирует спрос на потребление низкокачественной табачной продукции.
Во-вторых, агрессивная акцизная политика в совокупности с определенной неурегулированностью системы косвенного налогообложения стран Таможенного союза формируют предпосылки к выдавливанию с рынка российского производителя сигарет в пользу производителей стран Таможенного союза, что безусловно приводит к росту выпадающих налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ.
В-третьих, значительное повышение акцизных ставок выступит стимулом к распространению контрабандной табачной продукции, в то время как на сегодня эксперты и так оценивают проблему контрабанды в данном сегменте как очень острую.
В-четвертых, повышение ставок акцизов в одном из сегментов широкого ассортимента табачной продукции, причем достаточно небольшого, вряд ли существенным образом скажется на бюджетных процессах, в совокупности как бы то ни было с ростом как государственных, так и бизнес издержек администрирования предлагаемой налоговой новеллы.
В связи с этим, стоит поставить под сомнение целесообразность реализации идеи повышения ставки акцизов на 30% на сигареты стоимостью свыше 200 рублей.
Если основной целью в преамбуле ставится вопрос здоровья нации, в большей степени стоит обратить внимание на активизацию борьбы с контрафактом и что еще более весомо – на расширение программ поддержки отказа от табакокурения и пропаганды здорового образа жизни.