Недавно группа депутатов Госдумы во главе с Айдаром Метшиным внесла законопроект, согласно которому вводится внесудебная блокировка сайтов, страниц в соцсетях, где предлагают дистанционную розничную продажу сигарет и никотинсодержащей продукции. Изменения хотят внести в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Так, п. 5 ч. 1 ст. 10.6 закона предлагается дополнить подпунктом, который обяжет владельца соцсетей мониторить появление информации о дистанционной розничной продаже сигарет и прочей табачной продукции.
Специально для нашего портала эту инициативу комментирует Владлен Максимов, Президент ассоциации малоформатной торговли:
- Раз он-лайн торговля табачными изделиями у нас запрещена, то все, что продается по этой товарной группе через интернет – товар серый, с которого не заплачены акцизы, прочие налоги и так далее. Поэтому в нынешней ситуации мы поддерживаем такой запрет, поскольку он-лайн торговля табаком несет прямые убытки рознице. У потребителя складывается впечатление, что это легальный, доступный товар, который можно купить в интернете.
Однако на основании опыта наблюдения за подобными запретами в смежных областях торговли у меня есть некоторые сомнения в том, что владельцы соцсетей в состоянии это мониторить. Я думаю, что технически это очень сложно. Повесить эту функцию на них – не выход. Задача соцсетей скорее состоит в быстром реагировании. Следить за соблюдением закона должны контролирующие органы. К мониторингу соц сетей могут подключаться производители, представители легального бизнеса.. Сейчас заработал новый контролирующий орган – Росалкогольтабакконтроль. Раньше он назывался Росалкогольрегулирование и занимался только алкоголем, теперь также и табаком. В указе президента прямо указано, что на эту службу дополнительно возложены функции "по контролю в области производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства". У этой организации накоплен огромный опыт по контролю алкогольной отрасли, который можно распространить также и на табачный рынок, в том числе и на борьбу с продажей табака через интернет-ресурсы.