Юлия Булатова: «Досудебная блокировка сайтов, торгующих нелегальной табачной продукцией, значительно упростит борьбу с ней»

24.06.2024
Фото: Юлия Булатова
Юлия Булатова: «Досудебная блокировка сайтов, торгующих нелегальной табачной продукцией, значительно упростит борьбу с ней» – фото

Среднее значение доли нелегального оборота по России – 13,4%. В Татарстане показатель ниже – 9,5%, такая же доля в Нижегородской области. В Самарской области она составила 10,5%, в Пермском крае – 12%. В Пензенской области нелегальная торговля занимает 19,3% табачного рынка, при этом доля контрафактных сигарет увеличилась в более чем 2 раза по сравнению с II-III кварталами 2023 года – с 2,8% до 6%. Потери бюджета от нелегального оборота табачной продукции в ПФО составили порядка 17 млрд руб. от неуплаты акцизов и налога на добавленную стоимость (НДС).

Портал «СтопНелегальныйТабак» попросил прокомментировать ситуацию с нелегальным табачным оборотом, а также возможные помехи в его выявлении заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан Юлию Булатову.

Что препятствует выявлению нелегального оборота табачной и никотинсодержащей продукции?

- По нашему мнению, у государственных органов, осуществляющих контроль в данной сфере, не всегда достаточно информации о субъектах, реализующих «нелегальную» табачную и никотинсодержащую продукцию.

Во-первых, контрольные (надзорные) мероприятия (далее - КНМ) в настоящее время проводятся с применением риск-ориентированного подхода и субъекты, осуществляющие торговлю данной продукцией, не входят в перечень контролируемых лиц, в отношении которых мы можем осуществить плановый надзор.

Во-вторых, подобные лица, как правило, не зарегистрированы в ГИС МТ «Честный знак», следовательно, вне нашего «поля зрения».

В-третьих, не часто поступают жалобы на данные субъекты, чтобы впоследствии можно было бы запланировать и провести в отношении них КНМ в виде выездного обследования с применением алгоритмов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановление № 336).

- Есть ли, например, необходимость в том, чтобы отменить предупреждение торговой точки за сутки о предстоящей проверке, т.к. очевидно, что за это время весь нелегальный товар убирают?

Действительно, целесообразно проводить КНМ без предварительного уведомления.

Вместе с тем, исходя из практики, при так называемом «срабатывании» индикатора риска нарушения обязательных требований при обороте табачной и никотинсодержащей продукции нами проводятся внеплановые КНМ, не требующие предварительного  уведомления субъекта: инспекционные визиты, документарные проверки.

Кроме того, в настоящее время Постановлением №336 предоставлена возможность на основании плана работы Управления проводить выездные обследования, предусматривающие незамедлительное проведение контрольной или мониторинговой закупок без согласования с органами прокуратуры и, соответственно, уведомления субъекта.

 

Есть ли критическая необходимость во всех случаях согласовывать факт проверки с прокуратурой?

- Согласно Постановлению № 336 внеплановые КНМ проводятся исключительно при условии согласования с органами прокуратуры, в частности: при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, при выявлении индикаторов риска нарушений обязательных требований.

Вместе с тем, порядок согласования проведения КНМ с органами прокуратуры установленный Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», наиболее оптимальный.

Как лучше бороться с онлайн-продажами табачной и никотинсодержащей продукции? Нужно ли внедрять внесудебную блокировку сайтов, продающих сигареты, вейпы и пр. никотинсодержащую продукцию?

- Рассматриваемый вариант о досудебной блокировке сайтов, предлагающих продажу табачной и никотинсодержащей продукции дистанционным способом, которая запрещена в Российской Федерации, значительно упростит процесс блокировки сайтов.

К сожалению, в настоящее время сайты с объявлениями о продаже табака дистанционно – блокируются только через суд и этот процесс занимает длительное время. Вместе с тем, до вынесения решения судом (до его вступления в законную силу) субъект нелегально реализует свою продукцию.

Как работает риск-ориентированный подход на практике? Как Вы оцениваете эффективность риск-ориентированной модели, может быть, в ней нужно что-то еще доработать?

- Как уже говорила ранее, субъекты, осуществляющие торговлю данной продукцией с возможным нарушением обязательных требований, как правило, не входят в перечень контролируемых лиц, в отношении которых мы можем осуществить плановый надзор – зачастую они относятся к объектам умеренного и низкого риска. При этом крупные ритейлеры, подлежащие плановому контролю (надзору), в большинстве случаев, не допускают нарушения.

Внеплановый надзор с 2023 г. Управлением осуществляется с использованием индикаторов риска, среди которых 3 индикатора связаны с оборотом табачной, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции. По всем «сработанным» индикаторам риска проводятся КНМ с применением мер в рамках действующего законодательства.

Так, в 4 квартале 2023 г. и 1 квартале 2024 г. проведено 17 инспекционных визитов, в ходе которых проинспектировано 4029 единиц табачной и никотинсодержащей продукции, арестовано 117 пачек. Виновные лица привлечены к ответственности.

Как Вы оцениваете ситуацию с нелегальным табаком в Татарстане, наблюдается ли улучшение или, возможно, ухудшение по сравнению с прошлым годом?

Сравнить ситуацию на сегодняшний день с ситуацией прошлого года не можем, ввиду неравнозначных периодов.

Вместе с тем, сравнивая 2022-2023 гг. можно заметить снижение количества выявленной  в республике табачной и никотинсодержащей продукции, которая не соответствует обязательным требованиям, при том, что, количество проверенных объектов и  проверенной табачной и никотинсодержащей продукции  увеличилось в 2023 году.

Так, в 2022 г. в ходе КНМ в отношении 50 субъектов специалистами Управления проинспектировано почти 33 000 пачки табачной продукции, из них арестовано  4228 пачек. Тогда как, в 2023 г. при проведении 272 КНМ проинспектировано более 200 000 пачек табачной и никотинсодержащей продукции, из них арестовано 145 пачек, приостановлена реализация 120 партий табачной продукции объёмом 740 пачек.

Кроме того, в ГИС МТ «Честный знак» наблюдается снижение отклонений в товарной группе «Табачная продукция». Управлением проводится широкий круг мероприятий, направленных на выявление в обороте нелегальной табачной и никотинсодержащей продукции и работа в данном направлении будет продолжена.

Проголосовать
Обсуждение:
Ваш комментарий будет первый