В УрФО нелегальный оборот табачной продукции составил 10,3%. При этом доля контрафактного табака увеличилась в 1,3 раза, а количество российских пачек с признаками подделки – в 4 раза, по сравнению со 2-3 кварталами прошлого года. Такие данные привел Национальный научный центр компетенций (ННЦК) на круглом столе «Нелегальный оборот табачной и никотиносодержащей продукции в УрФО: влияние на экономику и меры для решения проблемы», организованного журналом «Эксперт – Урал» при поддержке портала «Стоп нелегальный табак». В целом по России доля нелегального рынка сигарет, по экспертным оценкам, составляет 13,4%, или 1,5 млрд пачек, а потери федерального бюджета от недополученных акцизов и НДС превышают 130 млрд рублей в год.
«Среди регионов Урала наибольшее увеличение нелегальной табачной продукции – с 0,3% до 8% – зафиксировано в Тюменской области. В Курганской области этот показатель увеличился с 12,2% до 15,6%, в Свердловской – с 5,6% до 6%, в Челябинской – составил 17,5%», – рассказала директор ННЦК Ирина Бушина. Минимальные потери бюджетов регионов Урала в ННЦК оценили в 7 млрд 50 миллионов рублей, из которых более половины приходится на Челябинскую область. «Мы связываем это [увеличение доли контрафактной табачной продукции на Урале] с тем, что в больших городах Урала увеличиваются рынки сбыта и действует мораторий на проверки», – объяснила директор ННЦК Ирина Бушина рост табачного контрафакта на Урале.
Добиться снижения доли рынка контрафактных и контрабандных сигарет на Урале, по мнению участников круглого стола, поможет перераспределение части доходов от табачных акцизов в бюджеты субъектов Федерации вместе с наделением регионов дополнительными полномочиями по контролю розничной торговли. «Это правильное решение. Перераспределение акцизов в регионы положительно отразится на социально-экономической ситуации любого региона», – подчеркнул начальник отдела по обеспечению профилактики правонарушений Министерства общественной безопасности Свердловской области Сергей Пермяков.
Еще одним важным инструментом, который будет способствовать обелению рынков как регионов Урала, так и всей России, является унификация ставок акцизов в странах – членах ЕАЭС. На данный момент разница в ставках акциза приводит к тому, что цена на сигареты в России в 2 раза выше, чем, например, в Беларуси – основном источнике нелегальных табачных изделий. По мнению менеджера по работе с органами государственной власти «JTI Россия» Романа Трошкина, именно эта разница во многом обеспечивает колоссальный размер нелегального табачного рынка в России. «Со стороны государства проведена масштабная работа по совершенствованию законодательной базы в сфере противодействия нелегального обороту. Однако для устранения экономических предпосылок нелегальной торговли сигаретами требуется дальнейшая работа по гармонизации ставок акцизов в странах ЕАЭС, в том числе, их планомерная полная унификация. Кроме того, необходима гармонизация ставок акцизов в рамках ЕАЭС на никотинсодержащие жидкости и изделия с нагреваемым табаком», – сказал Роман Трошкин.
Для более эффективной борьбы с теневым рынком необходимо расширение полномочий контрольно-надзорных органов, считают представители управлений Роспотребнадзора регионов УрФО. Начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тюменской области Артем Никоза отметил целесообразность отмены обязательного согласования проверок с органами Прокуратуры там, где это некритично. По его словам, за прошлый год Управлением было выявлено 88 объектов с нарушениями, в 66 из них Прокуратурой было отказано в проведении проверочных мероприятий.
Для пресечения нелегальной торговли табачной и никотиносодержащей продукции в интернете необходимо внедрение механизма внесудебной блокировки сайтов, отметили представители Управления Роспотребнадзора по Свердловской области. На данный момент блокировка таких интернет-ресурсов может занимать от одного месяца до полугода, вследствие чего за прошлый год, например, в Тюменской области удалось закрыть лишь 20 из 88 незаконных онлайн-ресурсов, а в Челябинской – 47.
«У нас был опыт обращения к собственнику одной из социальных сетей, где предлагалась табачная продукция, но он отказал в блокировке. Механизмы пока не совершенны», - рассказала начальник отдела защиты прав потребителей на рынке услуг и непродовольственных товаров Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Татьяна Шулешова. Она также отметила, что зачастую нелегальную продукцию продают физические лица, которых Роспотребнадзор не имеет права проверять. В этом направлении также необходимо изменение законодательства.
В части никотиносодержащей продукции за последние два года Правительством РФ были предприняты действенные регуляторные меры по усилению контроля и надзора над оборотом такой продукции и устройств для ее потребления, сказала Анастасия Беленкова, управляющая по корпоративным вопросам региона аффилированных компаний «Филипп Моррис Интернэшнл» в России. «Однако оборот никотиносодержащей продукции незаконного происхождения пока остается на очень высоком уровне. Особенно острой остается проблема продажи никотиносодержащих продуктов через Интернет. Тем не менее, в решении этого вопроса удаётся добиваться существенных результатов», – отметила Анастасия Беленкова. Так, по данным исследования ННЦК, в 4 квартале 2023 года доля незаконной продажи никотиносодержащей продукции Интернете по сравнению с 4-м кварталом 2022 года снизилась почти в 1,5 раза – с 85,4% до 59,4%.