Доля нелегального табака в России в 2022 году выросла до 12,1% против 11,5% в 2021 году, согласно АНО «ННЦК», которое по поручению правительства провело исследование табачного рынка во втором квартале текущего года - такие данные были озвучены на межрегиональном форуме «Дни ритейла на Сахалине», который проходит в эти дни в Южно-Сахалинске.
«Если опираться на цифры объёма рынка и среднюю розничную цену пачки сигарет, заложенные в бюджет на 2022 год, то при 12,1% нелегального рынка – а это более 1,3 млрд пачек сигарет – потери бюджета в 2022 году достигнут 113 млрд рублей, - заявил глава Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов. Законопослушная розница теряет от нелегального табака порядка 10 млрд рублей в год в виде недополученной маржи».
Наибольшая концентрация нелегальной табачной продукции в Южном Федеральном округе – 19,4%. Наименьшая доля рынка нелегальной табачной продукции – на Дальнем Востоке – 2,9%. Но если учитывать, что в количественном отношении «серый» табачный рынок в нашей стране оценивается в 1,3 млрд пачек сигарет, то 2,9% от этого количества – 37,7 млн пачек – огромная цифра. Сахалинская область – один из лидеров по самой маленькой доле рынка нелегального табака в стране – тут она составляет 0,7%.
«Сегодня по проценту нелегальной продукции, которая доходит до Сахалинской области, мы занимаем четвертое место по ДВФО и 12 место по стране в целом», - прокомментировала заместитель министра сельского хозяйства и торговли Сахалинской области Наталья Розанова.
Для обеления рынка государством предпринимается ряд мер, в частности, гармонизация акцизной нагрузки на пространстве ЕАЭС – основные перетоки контрабанды идут оттуда, в первую очередь, из Белоруссии. Также в Госдуму внесено Соглашение о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок. Это решит вопрос с прерванным транзитом и псевдо-экспортом, когда сигареты направляются через территорию России или экспортируются из страны, якобы для реализации в третьих государствах, а на деле разгружаются у нас для дальнейшей нелегальной продажи. Под контроль необходимо поставить оборот табака-сырья, а также основного технологического оборудования для производства табачных изделий и никотинсодержащей продукции. Для этого нужно ускорить внесение в Госдуму разработанного Минфином проекта закона «О государственном регулировании производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства».
На форуме вновь прозвучала давняя инициатива Счетной палаты и Совета Федерации о перераспределении доходов от акцизов на табак из центра в регионы. Сегодня все поступления от акцизов на табак идут в федеральный бюджет, а значит фактически региональные власти не имеют экономического стимула бороться с нелегалами. Эффективное обеление рынка позволит обеспечить дополнительный доход регионам и избежать недобора акцизных поступлений в федеральный бюджет.