По подсчетам аналитиков «Контур.Маркет», летом 2024 года спрос на сигареты в России упал на 22% в сравнении с прошлым летом. Однако, по данным Государственной информационной системы мониторинга товаров, рынок табачных изделий, напротив, показал рост в размере 9,3 млрд шт. В ситуации разбирались «Известия».
За летние месяцы спрос россиян на сигареты снизился на 22% — таковы данные исследования, предоставленные системой сервисов «Контур.Маркет». Аналитики компании отмечают, что это устойчивый тренд. Так, уже весной 2024 года продажи упали на 19%, а зимой — на 16% (год к году). Снизилось как количество чеков, так и объемы продаж. Специалисты пришли к таким выводам исходя из выборки в 45 млн чеков.
«Контур.Маркет» фиксирует объемы продаж только в розничных торговых точках, которые находятся у нее на обслуживании. Возможно, именно с этим связано противоречие между данными разных источников. Управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева сказала газете, что вопросы вызывает относительно небольшая выборка по чекам за два года — всего 45 млн чеков. «Для сравнения: только один оператор фискальных данных обрабатывает и передает столько чеков в налоговую ежедневно. А таких операторов в России — 16», — комментирует Екатерина Косарева.
По закону всю табачную продукцию обязаны прослеживать от завода до момента продажи конечному потребителю. Как отметила аналитик, гораздо репрезентативнее были бы данные, опубликованные «Честным знаком», который курирует оборот маркированной продукции в России, или же данные, полученные от нескольких систем товароучета или операторов фискальных данных (ОФД).
Данные отдельно взятой товароучетной системы нельзя применять ко всему рынку.
— Также сейчас высокий спрос курильщиков-россиян переместился с ритейлеров (сетей супермаркетов) на небольшие табачные лавочки, а на упорядоченность их товароучета не всегда можно положиться, — полагает эксперт.
Косарева, в частности, имеет в виду разнообразные схемы ухода от налогов, которые периодически вскрывает Федеральная налоговая служба (ФНС). Причем на «схематозе» попадаются как производители, так и продавцы. Например, двойные продажи — когда продавец пытается несколько раз продать сигареты по одному и тому же коду DataMatrix. По материалам Центра развития перспективных технологий, число таких попыток продаж снизилось вполовину с 2023 года, но всё еще велико.
Чем крупнее участник цепочки, тем большие убытки наносятся государству и о тем больших деньгах идет речь. Бюджет недосчитывается миллиардов рублей от этих теневых продаж.
— Фактически доля серого рынка такова (миллиарды рублей!), что реальный объем продаж и потребления табачной продукции в России подсчитать трудно, — резюмирует Косарева.