В Госдуме обсуждают возможность запрета продажи табачной и никотиносодержащей продукции всем, кто родился после 31 декабря 2009 года. Депутаты из партии «Новые люди» уже разработали соответствующий законопроект, направили его на отзыв в правительство еще в сентябре, но отзыв от исполнительной власти пока не получили. Ряд экспертов табачной отрасли уже выступили против этого законопроекта.
Портал «СтопНелегальныйТабак» попросил прокомментировать эту идею Евгения Федотова, руководителя табачного консалтингового агентства Fedotov Group:
- Инициатива по введению запрета на продажу табачной и никотинсодержащей продукции гражданам РФ, родившимся после 31 декабря 2009 года, безусловно, затронет отечественный рынок. Однако в долгосрочной перспективе возникают вопросы по поводу её эффективности. С одной стороны, понятно стремление Минздрава снизить уровень никотиновой зависимости населения. Но опыт международного регулирования показывает, что жесткие запреты редко приводят к ожидаемым результатам.
В Новой Зеландии, например, аналогичные меры были отменены из-за их недостаточной эффективности и роста нелегального оборота, в Малайзии похожий проект был признан неконституционным, а в Великобритании его принятие отложено на неопределенный срок. В Австралии и Сингапуре обсуждение таких мер также ведётся уже давно, но они пока не введены.
Практика показывает, что ограничение доступа к табачной продукции зачастую приводит к увеличению доли нелегального рынка, что в свою очередь может повлиять на качество продукции и уровень рисков для здоровья потребителей. Минфин России и Росалкогольтабакконтроль также высказывали обеспокоенность по этому поводу, поскольку нелегальный оборот труднее контролировать, а продукция, попадающая на рынок из нелегальных источников, зачастую представляет угрозу для потребителей.
Президент РФ Владимир Путин также ранее отмечал, что чрезмерные запреты и ужесточение норм не решат проблему, и рекомендовал сфокусироваться на просвещении населения о вреде курения, пропаганде здорового образа жизни, а не на повышении налогов или введении новых запретов, которые лишь стимулируют развитие теневого рынка.
В России уже действует целый ряд мер регулирования: запрет на продажу табачной продукции несовершеннолетним, обязательная маркировка и лицензирование. Важно уделить внимание эффективному контролю за их исполнением. Подобный же проект наоборот может стимулировать развитие нелегального рынка, к которому будут обращаться потребители с устоявшимися привычками.
Кроме того, в проекте запрета на продажу продукции для граждан, родившихся после 2009 года, поднимается важный вопрос дискриминации по возрастному признаку. Это фактически лишает взрослых, достигших 18 лет, но рожденных после определённой даты, возможности приобретать табачные изделия, что противоречит конституционным правам и может вызвать социальное напряжение. Мы считаем, что более эффективным решением станет стимулирование перехода на менее вредные альтернативы и усиление работы по информированию о рисках курения, что доказало свою действенность в других странах.