И ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКЕ
Евгений Федотов: «Возможность регионов вводить ограничения на торговлю приведет к разнобою в регулировании и коррупционным рискам»

Минфин подготовил законопроект о введении с марта 2026 года лицензирования оптовой и розничной торговли табачной и никотинсодержащей продукцией. Документ, вносящий изменения в федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства", размещен на сайте regulation.gov.ru.
Ряд экспертов и депутатов ГД РФ уже высказывались, что требования к лицензированию табачной торговли нужно дорабатывать. Портал «Стоп НелегальныйТабак» попросил прокомментировать эту тему эксперта табачной отрасли, заместителя председателя Комиссии по табачной и никотинсодержащей продукции «ОПОРЫ РОССИИ», основателя агентства Fedotov Group Евгения Федотова:
- В России готовятся поправки к Федеральному закону «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий», которые могут существенно облегчить жизнь бизнесу, особенно малому и среднему. Но сегодняшние требования об обязательном указании всех складских помещений в лицензии создают серьезные проблемы. В условиях острого дефицита складских площадей (менее 1% свободных помещений) и постоянно растущих арендных ставок многие компании вынуждены использовать услуги логистических операторов. Однако закрепить такие площадки в Росреестре невозможно. Разрешение подтверждать права на склад договорами хранения снимет эту проблему и уменьшит финансовую нагрузку на бизнес.
Действующие нормы требуют включать в лицензию даже те склады, где хранятся упаковка и этикетки. Это избыточное требование, так как эти материалы не являются готовой продукцией и не влияют на риски нелегального оборота. Предлагаемые изменения позволят хранить их на любых складах без внесения в лицензию, что сократит бюрократическую нагрузку.
Отсутствие возможности получить краткосрочную лицензию для мероприятий или сезонной торговли сдерживает развитие бизнеса, особенно в курортных зонах. Введение временных лицензий по аналогии с алкогольным рынком легализует существующие практики и увеличит налоговые поступления.
Сейчас федеральный закон устанавливает минимальную площадь магазина в 5 кв. метров, но регионы могут увеличивать этот норматив вплоть до 25 кв. метров. Такие пятикратные различия между соседними регионами создают неравные условия для бизнеса и могут способствовать монополизации рынка. Предлагается ограничить право регионов увеличивать минимальную площадь не более чем в два раза (до 10 кв. метров), что сохранит возможности для малого бизнеса.
Возможность регионов вводить дополнительные ограничения на торговлю приводит к разнобою в регулировании и коррупционным рискам. Унификация этих норм на федеральном уровне создаст равные условия для всех участников рынка.
Нынешняя система, при которой лицензия аннулируется за первое же нарушение, слишком жесткая. Введение предупредительного механизма с приостановкой лицензии даст бизнесу возможность исправить нарушения без катастрофических последствий.
Неопределенный статус кальянных и подобных заведений создает проблемы как для бизнеса, так и для контролирующих органов. Четкое определение таких мест потребления в законе повысит прозрачность отрасли. Эти изменения помогут создать более сбалансированную систему регулирования, которая защитит потребителей, но при этом не будет душить бизнес избыточными требованиями. Особенно важны они для малых предпринимателей, которые сегодня сталкиваются с наибольшими трудностями.