И.о. директора департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Владислав Заславский: «Динамика по обелению табачного рынка остановилась в 2022 году»

17.02.2023
Фото: Коммерсантъ
И.о. директора департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Владислав Заславский: «Динамика по обелению табачного рынка остановилась в 2022 году» – фото

С 2016 по 2021 годы, по данным Счетной палаты, госбюджет потерял порядка 300 млрд рублей от нелегального оборота табака. После значительного снижения доли нелегального оборота табачной продукции в 2019 – 2021 годах, произошедшего в первую очередь, за счет введения обязательной маркировки табачной продукции, с 15,6% до 12%, дальнейшая динамика по обелению рынка в 2022 году остановилась на значениях в 12-13%.

При проведении анализа рынка можно выделить несколько основополагающих факторов, которые оказывают наиболее серьезное негативное влияние на рынок, в том числе и в первую очередь, на конкурентоспособность добросовестных его участников.

Первое – снижение количества проводимых контрольных мероприятий в условиях неприменения риск-ориентированного подхода к контрольной деятельности. Так, за 9 месяцев 2022 года было в три раза меньше внеплановых проверок по сравнению с аналогичным периодом позапрошлого года. В 60 субъектах РФ в третьем квартале прошлого года не проводилось ни одной проверки, а в 79 регионах за тот же период не проводилось ни одной контрольной закупки. 

Вторым фактором является незавершенность реформирования регуляторики отрасли, а также ценовая и физическая доступность нелегальных сигарет, происходящих из стран ЕАЭС в связи с различием ставок акцизов в странах-партнерах

Рынок ждет рассмотрения пакета законопроектов «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства», разработанного Минфином России. .

Кроме того, Минпромторг считает важным в совокупности с давно обсуждаемой мерой о перераспределении части доходов от акцизов на табак из центра в регионы наделить субъекты РФ полномочиями по осуществлению контрольно-надзорной деятельности в рамках КоАП. Если распределить доходы от акцизов на табак по регионам по количеству легальных продаж, при этом наделить их полномочиями по контролю за розницей, то субъекты Федерации будут иметь инструменты для увеличения доходов в свои бюджеты, предпринимая усилия именно со стороны своих администраций по вытеснению нелегальной продукции с розницы.

Проголосовать
Обсуждение:
Ваш комментарий будет первый