Доля нелегального оборота табака в России за последние 10 лет выросла с 1,1% до почти 14% или до 1,5 миллиарда пачек сигарет в год. Из-за чего бюджет ежегодно теряет как минимум 135 миллиардов рублей.
Дополнительные стимулы и ресурсы для борьбы с нелегальным табаком мог быть дать, например, возврат части доходов от табачных акцизов в региональные бюджеты, как это было раньше. Такое решение сейчас обсуждается на федеральном уровне. Портал «Стоп нелегальный табак» попросил прокомментировать эту тему председателя комитета Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям, генерального директора «Агентства инвестиционного развития Ростовской области» Игоря Буракова:
- В Госдуме и СФ активно обсуждается разделение доходов от табачных акцизов между регионами и федеральным бюджетом. Как Вы считаете, если регионы будут получать часть доходов от акцизов, поможет ли им это бороться с нелегальным табачным оборотом? И как Вы в целом расцениваете это предложение?
- Как председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике такое предложение поддерживаю. Более того, по моей инициативе в нормотворческую работу донского парламента на второе полугодие 2024 года включили обращение по этому поводу на федеральный уровень. Мы предлагаем часть табачных акцизов возвращать в региональные бюджеты. Такая практика уже действовала в 1990-е годы.
Считаю, что возвращение части доходов от акцизов в регионы позитивно отразится на результативности борьбы с нелегальным табаком. При этом одновременно необходимо добавить соответствующие контрольно-надзорные полномочия, оговорить, чтобы часть доходов от акцизов региональные бюджеты направляли именно на борьбу с нелегальной торговлей табаком и никотинсодержащей продукцией.
Президентским указом в регионах созданы комиссии по борьбе с нелегальной продукцией, возглавляемые губернаторами, но у регионов и муниципалитетов не хватает инструментария и ресурсов для борьбы с нелегальным табаком. Здесь ведь вопрос не только полномочий, но и людей, которые могли бы выполнять функции по контролю за этим криминализированным сектором рынка.
Именно для того, чтобы, в том числе, повысить степень контроля за этим сегментом рынка, регионам и муниципалитетам нужны не только дополнительные полномочия, но и больше сотрудников для их обеспечения, проведения проверок, реагирования на многочисленные сигналы о нелегальной торговле. Кроме того, если в целом по России сейчас доля нелегального табака оценивается примерно в 14%, то в сегменте электронной коммерции доля такого товара доходит до 70% или даже 95%. Что тоже требует дополнительных ресурсов для отслеживания сайтов, объявлений, каналов сбыта. Технологически это все вполне возможно, часто это просто вопрос затрат и инструментария по реагированию на подобные сигналы.
Для Ростовской области проблема нелегального табака особенно актуальна, у нас его доля сейчас 28%, что выше, чем у любого другого региона в стране. Было время, что по Ростову-на-Дону мы видели цифры около 50 - 52%. И на юге России показатели нелегального оборота табачной и никотинсодержащей продукции выше, чем в среднем по стране.
Ростовская область является одним из немногих регионов, где действует крупное производство табачной продукции – компания «Донской табак». И, конечно, если вспомнить те же 1990-е годы, то доходы от табачного акциза были очень существенным источником пополнения регионального бюджета. Ещё и поэтому мы целиком поддерживаем инициативу по разделению табачных акцизов между федерацией и регионами. Донской парламент будет участвовать в её продвижении на федеральный уровень.
Мы видим, какие плюсы может дать такое решение. Не так давно губернатор Ростовской области провёл успешный эксперимент, когда транспортный налог передали с регионального уровня на уровень муниципалитетов. Мы сразу же увидели существенное повышение собираемости этого налога, территории включились в работу. Думаю, что и в случае принятия решения о разделении доходов от табачных акцизов мы увидим и повышение собираемости налогов, и сокращение доли нелегального оборота табака.
Ежегодно из-за нелегального табачного оборота федеральный бюджет теряет порядка 135 миллиардов рублей. Это гигантские деньги. Поэтому, думаю, если решение о перераспределении доходов от табачных акцизов будет принято, мы увидим существенное увеличение поступлений в бюджеты, за счёт того, что по нелегальному рынку будет нанесен существенный удар на уровне каждого региона.
- Помогает ли цифровая маркировка табачных изделий «обелять» табачный рынок? И в целом, насколько система цифровой маркировки эффективна?
- Безусловно, система цифровой маркировки эффективна. Родоначальником этой инициативы был Минпромторг Российской Федерации, и он последовательно продвигает эту историю. Мы видим, как «обелился», например, рынок обуви. Выяснилось, что у нас в стране производится примерно на 35% больше обуви, чем считалось раньше! Многие производители благодаря маркировке были вынуждены выходить из тени, начинать работать легально. То же самое касается и производителей питьевой воды, хотя казалось, что этот рынок достаточно прозрачен.
Цифровая маркировка позволяет выявить нелегальный табак и никотинсодержащую продукцию в один клик, но нам необходим ещё целый набор шагов, которые позволят реагировать на выявленные нарушения. Нам нужно закрыть эти дыры в законодательстве, в том числе, наполнить регионы и муниципалитеты ресурсом для реагирования на каждый сигнал о незаконной продаже. И тогда комплекс подобных мер позволит достичь существенных результатов по сокращению нелегального табачного оборота.
Черный табачный рынок – это не уникальная история России. Главная угроза - именно нелегальный табак. Он доступнее, потому что с него не платятся налоги, а кроме того, он нередко продаётся в неположенных местах и даже несовершеннолетним.
Но если мы одновременно примем комплекс решений, с передачей части доходов от акцизов на региональный уровень и с развитием системы цифровой маркировки, это в совокупности приведёт к сокрушительному удару по нелегальному табачному рынку в России.