Депутаты Заксобрания Ростовской области подготовили обращение, в котором предлагают отменить мораторий на проверки алкогольного и табачного рынков. Поводом для обращения послужил растущий объем контрафакта, сообщает пресс-служба ЗСРО со ссылкой на председателя комитета по экономической политике Игоря Буракова. Доля контрафактного табака на рынке достигает 14%, а в Ростовской области от 28% до 40% в разные периоды. «Государство продумало очень действенный механизм борьбы с нелегальным оборотом, но сдерживающим фактором является введенный мораторий на проверки бизнеса, который не позволяет надзорным органам усилить борьбу с контрафактной продукцией», — добавил парламентарий.
Контроль за рынком начал усиливаться осенью 2023 года, когда Роспотребнадзор, получив полномочия, начал проверки розницы, продающей табачную и никотинсодержащую продукцию. Только в сентябре 2023 года Роспотребнадзор проверил 363 точки продаж никотинсодержащей продукции с помощью трех индикаторов риска в системе маркировки «Честный знак», и эффективность таких проверок превысила 90%. С сентября, после утверждения полномочий Роспотребнадзора по проведению таких проверок и контролю за нарушениями с использованием данных из системы маркировки, на 20% снизилось количество продаж табачной продукции с нарушением установленных государством цен.
Портал «Стоп нелегальный табак» попросил прокомментировать эту тему доктора экономических наук, профессора Игоря Николаева:
- Предлагаемая отмена моратория государства на проверки и на алкогольном рынке, и на табачном рынках – мера неоднозначная. Данный мораторий, наряду с мораторием на проверки в других сферах экономической деятельности, вводился правительством для того, чтобы поддержать бизнес. Именно благодаря этому (точнее, в том числе благодаря этому) рыночность российской экономики все-таки сохраняется, и экономика России не показала большого падения в 2022 году. Валовой внутренний продукт (ВВП), я напомню, снизился на 1,2 процента, а в 2023 году ВВП вырос даже на 3,6 процента.
Все это стало возможным, благодаря тому, что рыночность экономики сохранялась. И сохранялась она, потому что был введён мораторий на контрольные проверки бизнеса, в том числе, на табачном рынке. Напомню, что такие же меры были введены и во времена пандемии коронавируса для поддержки бизнеса.
Таким образом, когда ставится вопрос о том, чтобы отменить мораторий на проверки алкогольного и табачного рынка, мы встаем перед выбором из двух зол. С одной стороны, контроль рынку табачной продукции, безусловно, нужен. Если правительство отменит мораторий государства на проверку, то правонарушений в этой сфере будет меньше.
Но, с другой стороны, условия ведения хозяйственной деятельности ухудшатся. Получается, что это палка о двух концах: мы выбираем или больше нарушений на рынке, или ухудшение экономических условий. Замечу, что когда экономика находится в стрессовом состоянии, на мой взгляд, меньшее зло – это сохранить мораторий государства на проверку бизнеса и, тем самым, сохранить благоприятные условия для хозяйственной деятельности.
К тому же надо помнить и исходить из того, что большинство представителей крупного табачного бизнеса и так стараются работать легально, без правонарушений. К тому же существующие инструменты Роспотребнадзора уже позволяют проводить контрольные мероприятия и проверять на наиболее проблемные точки продаж сигарет и никотинсодержащей продукции, выявляемые через систему «Честный знак».