Чтобы стимулировать регионы увеличить противодействие нелегальной торговле табаком, в федеральных структурах обсуждают идею передать часть доходов от акцизов в субъекты РФ. По результатам полевого исследования Национального научного центра компетенций и по данным Росстата, минимальные потери федерального бюджета из-за нелегального оборота табачной продукции, например, в Новосибирской области только за четвертый квартал 2023 года превысили 341 миллион рублей.
Инициативу передачи части доходов от табачных акцизов регионам портал «СтопНелегальныйТабак» попросил прокомментировать политолога, эксперта по внутренней политике, президента Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илью Гращенкова:
- Если говорить о попытке увеличить региональные бюджеты за счёт отчислений от различных непрофильных поступлений, в первую очередь, таких, как табачные акцизы, то нужно вспомнить, что с 1990-х гг. такая практика существовала в отношении акцизов на спирт и спиртосодержащие напитки. Сейчас 80% от акцизов крепкого алкоголя перераспределяется в бюджеты регионов.
Безусловно, подобная мера будет мотивировать губернаторов заниматься профилактикой незаконного табачного оборота. Ведь в этом случае получается, что они бьются за свои же деньги, это прямая и понятная логика. И, действительно, те 120 миллиардов рублей убытка, которые терпит сегодня бюджет от табачного контрафакта и контрабанды, в том числе, приходятся и на регионы.
Однако не будем забывать, что не всегда речь идет о контрафакте, изготовляемом где-то на территории России, с которым будут бороться региональные власти, а, скорее, о контрабанде, уже ввозимой в нашу страну. То есть мы говорим не о подпольных фабриках, а о ввезенной продукции, которая получает маркировку в местах ее ввоза. В этом случае борьба с такой продукцией может развернуться в регионах, где подобные точки ввоза существуют. Прежде всего, это приграничные регионы, где ввозятся контрабандные товары, или аэропорты, которые принимают подобные грузы. В любом случае, необходимо тщательно изучить структуру и отслеживать ввозимую табачную продукцию.
Но сама логика передачи части средств от табачных акцизов регионам верная. Это может привлечь губернаторов и местные власти на борьбу с нелегальными табачными и никотинсодержащими изделиями, и это дело правильное. Нужно только понять структуру, с кем и как в этом отношении регионы смогут бороться. То есть, будет ли это борьба с контрафактом и подпольными цехами, или это будет борьба с конечными точками продажи, которые продают нелегальный продукт.
Стратегически решение о передачи части доходов от табачных акцизов регионам может оказать влияние на борьбу с нелегальным табачным оборотом. Но, во-первых, это стратегия на какое-то время вперёд, и поэтому не факт, что конкретный губернатор застанет плоды своей работы. Во-вторых, поставщики будут платить все акцизы по месту производства или ввоза, но такие точки не приходятся на все регионы страны.