Источники нелегальных сигарет в России

24.05.2021
Фото: ru.sputnik.kg
Источники нелегальных сигарет в России – фото

Журнал «Эксперт» опубликовал очередное исследование по проблеме российского нелегального табачного рынка, в рамках которого осветил источники нелегальных сигарет в России. По данным Kantar TNS, доля нелегальных сигарет в России достигла 10,7% в 1-м квартале 2021 года. Легальное производство табачных изделий в РФ уже три года подряд продолжает снижаться. Главная причина — масштабный приток «серого» табака. Портал «Стоп нелегальный табак» детально рассмотрел ключевые маршруты, по которым нелегальные сигареты поступают в Россию.

Белоруссия

Большая часть нелегального табака поступает из Белоруссии. Почти половина всех нелегальных сигарет, продающихся в России, имеет белорусское происхождение, следует из исследования Kantar TNS.

Причина кроется в том, что акцизы в Белоруссии практически нулевые, к тому же осуществляется немалая помощь со стороны власти, так как табачные фабрики принадлежат государству.

Контрабандисты используют различные схемы, и самая популярная из них - через подставную фирму оформить договор о поставке белорусских сигарет, например, в Киргизию транзитом через Россию. При закупке товар стоит очень дешево, так как отсутствуют затраты даже на «внутренний» белорусский акциз: на экспортную продукцию он не распространяется. Затем, например, в Смоленской или Брянской области фуру разгружают и товар развозят по цепочке до мелких оптовиков и розничных точек. На нелегальный продукт может быть нанесена поддельная российская акцизная марка. А если такой марки нет, товар продают через интернет, контроль за которым еще меньше, чем в торговых точках.

И уже не имеет значения, доедет ли транспорт до точки, указанной в документе при ввозе: белорусская фабрика деньги за товар получила, а со стороны России по факту не может быть претензий, так как фура транзитная и сигареты якобы не выгружались.

Контрабандисты используют и другой вариант - покупают на белорусской фабрике партию сигарет с внутренними акцизами и без транзитных договоров перевозят эту партию в Россию. Таких злоумышленников отлавливают с помощью таможенных мобильных групп.

Еще один вариант - когда физические лица приобретают сигареты с белорусскими акцизными марками через розничную сеть. А потом ввозят на территорию РФ. Как правило, мелкие контрабандисты действуют группами, так как с 2021 года для личного пользования можно провозить не более одного блока (10 пачек или 200 сигарет) даже через границу со странами ЕАЭС. Раньше «личным пользованием» контрабандисты могли оправдать какое угодно количество блоков сигарет, что осложняло привлечение их к ответственности, если не был доказан факт сбыта товара, сообщает «Эксперт».

Центральная Азия

Центральная Азия – это некий перевалочный пункт, в который разными путями попадает нелегальный табак. Сначала сигареты производят в таких странах, как ОАЭ, Сербия, Болгария, Таджикистан, Беларусь, затем их нелегально отправляют в Центральную Азию, после чего распространяют по территории ЕАЭС. По подсчетам экспертов, через центральноазиатский транзитный хаб проходит около 6,5 млрд курительных единиц в год. Очевидно, здесь не обходится без покровительства серьезных чинов: они не пресекают перемещение нелегального товара, и, более того, способствуют этому.

Огромным каналом поставок нелегальных сигарет являются ОАЭ. В Дубае есть свободная торговая зона Джабаль-Али (JAFZ), где существует порядка 27 табачных фабрик. Там сигареты производятся легально, а затем их вводят в незаконный оборот без уплаты акцизов и налогов.

Существует несколько вариантов распространения незаконного товара из ОАЭ. Например, товар с фабрик переправляют через Иран в порт Bandar Abbas на Каспии, дальше он грузится на сухогрузы и отправляется в морпорт Актау в Казахстане. Эксперты отрасли отмечают, что сухогрузы, не доходя до порта, могут стоять неделями или месяцами в ожидании «коридора». Когда его находят, документы меняют с сигарет на другой товар, например, стройматериал, и груз попадает в Актау. Дальше какая-то часть уходит в Казахстан, основная же часть предназначена для России.

По другому каналу сигареты из ОАЭ могут попасть самолетом через Иран, Афганистан в Таджикистан. Оттуда опять же их перенаправляют в Киргизию и дальше.

Контрабанда нелегального табака из Сербии осуществляется с помощью Duty Free. Произведенные на фабриках этой страны сигареты декларируют как товар для беспошлинной торговли в Киргизии. Там их размещают на складе временного хранения в таможенных терминалах, после чего небольшими партиями отправляют в Россию.

В Duty Free канал Киргизии, по подсчетам экспертов, поступает 2 млрд 800 млн курительных единиц при легальном рынке потребления 3 млрд 200 млн. Совершенно очевидно, что в страну не может заехать количество туристов, способное купить в зоне беспошлинной торговли почти 3 млрд сигарет. По факту эта продукция незаконными путями отправляется в другие страны.

Экономическая выгода контрабанды

Несмотря на то, что махинации с поставками нелегального табака сложны, а расстояния, которые преодолевает незаконный груз, огромны, контрабанда экономически выгодна. Стоимость производства одного короба (500 пачек) нелегальной продукции составляет примерно 100 долларов. Ввоз сигарет в ЕАЭС (взятка чиновнику, закрытие документов по транзиту или изменение номенклатуры груза по бумагам) добавляет около 15 долларов на короб. Стоимость транспортировки контейнера сигарет через море составляет примерно 3−5 тыс. долларов. Перевозка наземным транспортом по территории ЕАЭС сопоставима с этим по стоимости и обходится примерно в 10 долларов за короб. В итоге удорожание коробки сигарет составляет около 125−135 долларов. А отпускная цена, по которой реализуется контрабанда в России, стартует с 300−350 долларов за коробку. В любом случае, прибыль, которую получают контрабандисты, будет на уровне нескольких сотен процентов.

Для того чтобы сократить поток нелегальных сигарет, необходимо внести изменения в законодательство стран ЕАЭС. Так, в Киргизии предлагается ограничить лимит на ввоз продукции по каналам беспошлинной торговли. В Казахстане - понизить пороговое значение стоимости табачной продукции, при изымании которой наступает уголовная ответственность.

Также необходимо сделать выгоду от торговли нелегальными сигаретами менее очевидной, например, сократить разрыв стоимости между легальной российской пачкой и пачкой, нелегально ввезенной из стран-членов ЕАЭС. Соглашение о гармонизации акцизных ставок на табак на территории ЕАЭС уже ратифицировано федеральным законом, однако в силу оно вступит только в 2024 году с оговоркой о возможности 20%-ого отклонения ставки в большую или меньшую сторону в странах-членах Союза.

Обсуждение:
Ваш комментарий будет первый