Новости об изъятиях сигарет белорусского производства с регулярной частотой появляются в криминальных сводках соседних государств - Литвы, Латвии, Польши и Украины, а в последнее время и далеких от нас стран - Великобритании, Ирландии, Франции. В России только за прошедший год доля нелегального белорусского продукта выросла более, чем в полтора раза. Сегодня «белорусская контрабанда» - практически устойчивое словосочетание. Но откуда берет истоки это явление?
Контрабанда как явление существовало с изобретения первых таможенных пошлин, однако именно на белорусских землях оно получило почву для бурного развития. Дело в том, что Белоруссия всегда находилась между крупными экономическими центрами, где заниматься контрабандой было наиболее выгодно: еще с 15 века, когда Белоруссия входила в состав Речи Посполитой, сотни товаров незаконно перетекали через границу с Пруссией. В 18 веке Белоруссия вошла в состав Российской Империи, и приграничье зажило на доходы от контрабанды. Такой вид деятельности не казался простым людям чем-то преступным: купили в одном государстве и перевезли в другое – казалось бы, обычная торговля.
В 1822 году Александр I для защиты отечественного производителя установил жесточайшие, практически запретительные таможенные пошлины на большинство импортных товаров. В ответ на всех рубежах Российской империи начали расти сети контрабандистов. В Белоруссии в то время возили преимущественно соль – рядом очень к месту оказались государственные соляные склады. Товар на склады привозили из Королевства Польского и Украины, чтобы потом отправить в Пруссию.
Однако и среди официальных чинов находились те, кто активно способствовал незаконной деятельности. В начале 19 века самым известным таким дельцом был вице-губернатор Максимович, его дворец в Гродно, построенный на прибыль от контрабанды, прельщал всю местную знать своей роскошной отделкой. Однако очень скоро Максимович поплатился за поддержку контрабандистов сроком в гродненской тюрьме, а в его дворце поселился брат Наполеона, Жером Бонапарт.
Несмотря на то, что русские таможенные пошлины снижали в 1857 и 1868 годах, они оставались одними из самых высоких в Европе, что неизменно способствовало расширению контрабанды и подъему доходов контрабандистов, которых в официальных документах именовали контрабандирами. Они осуществляли свою деятельность двумя способами – по суше через Вержбовскую таможню, где сейчас стоит литовский город Вирбалис, или по воде: торговцы плыли по Неману в Кенигсберг.
В начале 20-го века контрабандой через Прусскую границу ввозили спички и керосин. Шведский миллионер Крюгер Ивар - «спичечный король», контролировавший половину мирового производства спичек, выкупил все польские предприятия и привел их в страшный упадок: спички в Гродно стали стоить настолько дорого, что люди покупали и разделяли каждую на три-четыре части. В Пруссии же спички стоили дешевле в разы, поэтому их провозили в Белоруссию и продавали нелегально. Эта спичечная контрабанда напоминала табачную, возникшую намного позже.
Эпоха табачной контрабанды
В 80-х годах прошлого века белорусы везли в Польшу золотые украшения и драгоценности, которые запекали в букли и закатывали в консервные банки, пока им не открылся новый нелегальный бизнес – контрабанда сигарет. Сейчас незаконный табачный бизнес процветает на границе с Европейским Союзом, с Украиной и, конечно же, Россией. На сегодняшний день 50% нелегальных сигарет, продающихся в России, имеет белорусское происхождение.
В 2014 году был создан Таможенный союз, и товары, включая подакцизные, смогли свободно без пошлин перемещаться через границу. Еще одно событие — Россия повысила акцизы на табак. В итоге стоимость легальной пачки российского производства стала в разы превышать стоимость сигарет в соседних странах. Например, цена пачки белорусского производства составляет около 60 рублей, в России средняя цена легальной пачки - 130 рублей. Продавать контрабандные сигареты в России стало очень выгодно, учитывая то, что отсутствие границы облегчает доставку нелегального груза.
Современные проблемы - современные решения
Новости о задержании контрабандных товаров появляются в СМИ почти ежедневно, и это только небольшая часть того, что задерживается, и ещё меньшая часть того, что благополучно перевозится за границу. Контрабандисты перевозят табак по суше, небу и воде, используя дроны, поезда, лодки и плоты. Они придумывают различные сложные схемы, например, небезызвестный «прерванный транзит»: через подставную фирму злоумышленники оформляют договор о поставке белорусских сигарет, например, в Киргизию транзитом через Россию. При закупке товар стоит очень дешево, так как отсутствуют затраты даже на «внутренний» белорусский акциз: на экспортную продукцию он не распространяется. Затем, например, в Смоленской или Брянской области фуру разгружают и товар развозят по цепочке до мелких оптовиков и розничных точек. На нелегальный продукт может быть нанесена поддельная российская акцизная марка. А если такой марки нет, товар продают через интернет, контроль за которым еще меньше, чем в торговых точках.
И уже не имеет значения, доедет ли транспорт до точки, указанной в документе при ввозе: белорусская фабрика деньги за товар получила, а со стороны России по факту не может быть претензий, так как фура транзитная и сигареты якобы не выгружались.
Контрабандисты используют и другой способ - покупают на белорусской фабрике партию сигарет с внутренними акцизами и без транзитных договоров перевозят эту партию в Россию. Таких злоумышленников отлавливают с помощью таможенных мобильных групп.
Еще один вариант - когда физические лица приобретают сигареты с белорусскими акцизными марками через розничную сеть. А потом ввозят на территорию РФ. Как правило, мелкие контрабандисты действуют группами, так как с 2021 года для личного пользования можно провозить не более одного блока (10 пачек или 200 сигарет) даже через границу со странами ЕАЭС. Раньше «личным пользованием» контрабандисты могли оправдать какое угодно количество блоков сигарет, что осложняло привлечение их к ответственности, если не был доказан факт сбыта товара.
Для улучшения ситуации необходимо сделать выгоду от торговли нелегальными сигаретами менее очевидной, например, сократить разрыв стоимости между контрабандной пачкой и легальными сигаретами российского производства. Соглашение о гармонизации акцизных ставок на табак на территории ЕАЭС уже ратифицировано федеральным законом, однако в силу оно вступит только в 2024 году с оговоркой о возможности 20%-ого отклонения ставки в большую или меньшую сторону в странах-членах Союза. Также необходимо усиливать контроль за оборотом нелегального табака со стороны надзорных и правоохранительных органов, а также принимать дополнительные законодательные изменения для того, чтобы противостоять контрабанде.