Проект правительственного распоряжения по вейпам разработал Минздрав России. Этот документ запрещает «выпуск в обращение» веществ, «направленных на повышение привлекательности никотинсодержащей жидкости, безникотиновой жидкости и растворов никотина (в том числе жидкостей для электронных средств доставки никотина) и (или) добавок, усиливающих никотиновую зависимость».
Веществами, «направленными на повышение привлекательности» вейпов, авторы распоряжения посчитали: пищевые добавки, БАДы, пищевые ароматизаторы и вкусоароматические химические вещества, природные и синтетические сахара, лекарственные средства и экстракты лекарственных растений, а также «вещества и красители, разрешенные к использованию в парфюмерно-косметической продукции». Таким образом, в легальной продаже останутся лишь жидкости, содержащие никотин, глицерин дистиллированный (с чистотой не менее 94%) и пропиленгликоль (с чистотой не менее 95%).
Президент Профессионального альянса участников русского рынка электронных никотиновых систем (ПАУРРЭНС) Лев Григорьев обращает внимание на то, что ароматические добавки применяются во многих видах никотинсодержащей продукции. Запрет их использования может привести к ограничению легального оборота продукции и росту нелегального рынка, предупреждает эксперт. Господин Григорьев напоминает, что 1 марта 2024 года вступили в силу поправки к профильному ГОСТу «Жидкости для электронных систем доставки никотина». Там появился перечень запрещенных к использованию в жидкостях веществ — около 30 видов растений, в основном лекарственных. Подобный список запрещенных веществ также есть в проекте Техрегламента ЕАЭС. Президент ПАУРРЭНС считает эти перечни «исчерпывающими».
Российскую аудиторию вейпинга Лев Григорьев оценивает в 10 млн человек. Причем 5 млн используют только вейпы, а еще 5 млн — и другую никотинсодержащую продукцию. В основном это молодые люди 18–35 лет, признает он: «Это ожидаемо, с учетом того, что речь идет о новых инновационных продуктах. Классические курильщики — люди более старшего возраста».