Одна из восьми пачек сигарет на российском табачном рынке – немаркированный контрафакт. При этом всего 10 лет назад доля нелегальной табачной продукции составляла менее 1%. Несмотря на попытки законодательно бороться с контрафактом, в частности путем введения государственной системы маркировки табачной продукции, объем нелегального рынка сигарет в РФ продолжает расти. Об этом Общественной службе новостей рассказал главный редактор отраслевого информагентства «Русский табак» Максим Королев.
Нарваться на контрафакт в крупных розничных сетях практически невозможно. А вот в маленьких несетевых магазинах или в рыночных палатках встретить «паленые» сигареты вполне реально. Тем более, что, согласно замерам Счетной палаты, половина частных точек розничной торговли так и не присоединилась к системе маркировки, отметил Королев.
«Каналов [распространения контрафакта] очень много. Я считаю, что запрет киосков в 2013 году был ошибкой. Их обвинили в том, что они продают сигареты несовершеннолетним, но любой киоск – это все-таки малый бизнес, это инвестиции, их владельцы дорожили своим правом торговать и штрафы платить не хотели. Розница для курильщиков была доступна, было много точек, но они были легальными, и тем самым фильтровали нелегальную продукцию. До 2013 года доля нелегального рынка была гораздо ниже, его практически не было, — говорит он. — Когда убрали киоски, спрос остался. Людям надо покупать сигареты по дороге на работу и обратно, но не у всех по пути есть супермаркет с легальной продукцией. Поэтому начинают возникать нелегальные каналы, которые поддерживаются именно тем, что легальной розницы не хватает».
Эксперт подчеркнул, что любая легальная точка, торгующая сигаретами – это фильтр контрафактной продукции. Поэтому дополнительное давление на легальную розницу и введение новых правил в данном случае проблему не решает, считает он. Например, на сегодняшний день подключение к системе маркировки табачной продукции для многих несетевых магазинов попросту недоступно, поскольку требует серьезных вложений. Поэтому и государству, и бизнесу в отношении табачного рынка следует работать «очень тонко», идя навстречу легальной торговле, считает он.
«Если каждая восьмая пачка идёт без налогов, то это, безусловно, проблема и бюджетная, и государственная, и проблема общества в целом, потому что это криминальные нелегальные доходы, которые идут в самые разные криминальные сферы. Ничего хорошего в этом нет. Если в 2015 году у нас было меньше 1% нелегального рынка, а сейчас 12-15%, то это действительно серьёзная проблема, — сказал Королев. — К сожалению, маркировка при правильных задумках и объявленных целях не дала никакого эффекта. С 2019 года немаркированная продукция у нас полностью запрещена к продаже. И за прошедшее время доля нелегального рынка только выросла. Поэтому тут надо многое дорабатывать, в том числе и в самой системе маркировки, и в других мерах».