Не спекулянт, а бизнесмен: как продавали табак в лихие 90-ые

13.08.2021
Не спекулянт, а бизнесмен: как продавали табак в лихие 90-ые – фото

Конец 20-го века запомнился нашим соотечественникам как тяжелое время, полное дефицита, однако не лишенное возможностей для авантюристов: 29 января 1992 года президент Борис Ельцин подписал указ «О свободе торговли» и на смену презрительному прозвищу «спекулянт» пришло гордое «бизнесмен». Люди самых разных профессий бросились в бизнес, продавая все что угодно.

«Зажав в руках несколько пачек сигарет или пару банок консервов, шерстяные носки и варежки, бутылку водки или детскую кофточку, прикрепив булавочкой к своей одежде вырезанный из газеты Указ о свободе торговли, люди предлагали всяческий мелкий товар…», - писал в своих воспоминаниях Егор Гайдар.

Сигареты стали одним из первых товаров, которым торговали спекулянты. В 1990-м году на ремонт закрыли одновременно 16 отечественных табачных фабрик, оставив только 8 рабочих заводов. Болгария, традиционно обеспечивающая рынок импортными товарами, недопоставила 5 миллиардов сигарет. Тогда люди стали бунтовать: гремели сотни «сигаретных» беспорядков, улицы были перекрыты, а на фабриках бастовали рабочие, требуя выдать им «хоть две пачки сигарет на руки». Возникший дефицит стимулировал бешеный спрос с наценкой в 50, 100 или даже 150%. Легкие деньги привлекали всех – от честных коммерсантов до мошенников и авантюристов. Приевшиеся отечественные сигареты или роскошные импортные, контрабандные пачки или ворованные блоки прямо с фабрик – любой товар практически мгновенно расходился по стране.

С приходом рыночной экономики в страну пришел и иностранный бизнес: тогда импортные сигареты заняли 50-70% оборота. Российский табачный рынок, несмотря на активное участие местных производителей, стал зависеть преимущественно от заграничных поставок.

 «Когда я приехал в Москву, то очень скоро увидел картину, которая мне совсем не понравилась. Я хорошо знал русский, но люди, с которыми мне приходилось иметь дело, говорили со мной на непонятном тюремном языке. Весь сигаретный бизнес был в руках бандитов», – рассказывал в одном из интервью Вилли Альверо, экс-глава представительства Habanos в России.

Чтобы преуспеть, иностранным компаниям необходимо было развозить товар по розничным точкам, создавать систему логистики и складов, заниматься дистрибуцией товара. Однако западных партнеров ждали непредвиденные трудности: бандиты в малиновых пиджаках диктовали свои правила на языке малопонятном даже переводчикам. Так, многие западные импортеры стали заниматься только ввозом сигарет в страну и их растаможиванием. Дальнейшая судьба товара зависела от местных оптовиков, у которых табак покупали мелкие торговцы и распространяли дальше по стране. Наценки при таком ведении бизнеса были огромные, но спрос был столь велик, что весь доступный товар раскупали.

Теневой табачный рынок 90-ых был одной из самых опасных сфер. После развала СССР в ней практически не было государственного контроля. А между тем конкуренция в бизнесе росла, конфликты становились серьезнее, и разбогатевшие предприниматели стали обращаться за поддержкой к криминальным авторитетам. Зачастую палатки жгли или грабили, а более крупные коммерсанты поплатились жизнями за участие в табачном обороте.

Проголосовать
Обсуждение:
Ваш комментарий будет первый