И ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКЕ
ННЦК: Достигнут минимальный уровень контрафакта за все время наблюдения

Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК) провел семинар-совещание, посвященный 5-летнему опыту реализации Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Речь идет о широком ассортименте – от молочки до шин, но львиную долю в этом сегменте занимают табачные и никотинсодержащие изделия. Первый спикер, заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по экономической политике Артем Кирьянов, сообщил, что за 5 лет реализации Стратегии был пресечен нелегальный оборот товаров более чем на 1,2 трлн руб, около половины из которых приходится именно на табак и его производные.
Депутат отметил, что следующим важным шагом в этом направлении станет принятие закона о лицензировании оптовой и розничной торговли табаком. Законопроект уже поступил из Минфина в правительство и в Госдуме планируют его рассмотрение в осеннюю сессию. Кирьянов привел данные, по которым 96-98% нарушений в этой сфере приходится на микро- и малый бизнес, на ИП. «Лицензирование поможет навести порядок», сказал он. «Это не мера, чтобы запретить розничную продажу табака, - добавил Кирьянов. – {В таком случае} мы увидим только рост серого и черного рынка».
В свою очередь, представитель Минпромторга Никита Игнашкин сообщил, что в результате комплекса мер по противодействию контрафакту за 5 лет удалось снизить его долю в торговом обороте с 26% до 9%. По словам участников мероприятия, эффективность этих мер объясняется двумя факторами:
• принятию риск-ориентированного подхода к проведению контрольных мероприятий, что привело к 98-процентному уровню «попаданий». Денис Николаев из Росалкогольтабакконтроля (РАТК) в этой связи сообщил, что к концу года к уже утвержденному списку из 8 индикаторов риска добавятся еще 4, разработанных в его службе;
• цифровой маркировке товаров «Честный знак», результатами которой пользуются 28 млн человек. Она позволяет каждому потребителю убедиться в качестве выбираемого товара.
В результате, как сообщил Денис Николаев, только в этом году РАТК изъял 1,5 тыс тонн нелегального табака, 400 тонн из них уже уничтожено.
Директор АНО «ННЦК» Ирина Бушина поделилась результатами 8 полевого исследования рынка табачной продукции (сигарет). По ее словам, доля незаконного оборота за год снизилась до 9,5% в пересчете на курящее население. Это минимальный уровень за все время наблюдения, отметила она.
При этом только за первый квартал 2025 года минимальные потери бюджета от него составили 22,98 млрд руб. Анти-лидерами стали Калужская область с уровнем незаконного оборота в 31,3%, Чечня ( 27,8%), Смоленская область (25,1%). При этом появилось больше регионов с нулевым уровнем нелегального оборота. Это Магаданская область, Приморский край и Чукотка. По федеральным округам наибольший уровень нелегального оборота фиксируется на Северном Кавказе, наименьший – на Дальнем Востоке. В крупных городах незаконного оборота значительно меньше, чем в сельских населенных пунктах, отметила Ирина Бушина.
Она также сообщила, что наблюдается некоторое снижение контрабанды из стран ЕАЭС, при этом по-прежнему нелегальный табак идет в основном из Белоруссии (82%) и Армении (17,3%).
Представитель компании JTI Россия Андрей Ахметзянов оценивает потери бюджета от нелегального оборота табачной продукции в сумму свыше 127 млрд руб. По его словам, основными источниками этого явления стали отсутствие таможенных границ в ЕАЭС, различные ставки акцизов в странах объединения, высокая маржинальность черного рынка табака и рост доли расходов на приобретение этой продукции в бюджете потребителя, что толкает его к поиску наиболее дешевых вариантов. Ахметзянов сообщил, что разница акцизов привела к очевидному перекосу в ценах на сигареты. Минимальная цена пачки сигарет у нас – 135 руб, в Киргизии – 101 руб, в Армении – 105 руб, в Белоруссии – 99 руб.
Эксперт предложил ряд мер, которые помогут ограничить развитие черного рынка:
• умеренная индексация акцизов в России, скоординированная с акцизной политикой других стран ЕАЭС;
• распространение использования навигационных пломб на всю торговлю в рамках ЕАЭС в целях пресечения так называемого «прерванного транзита»;
• усиление контроля над интернет-торговлей, превратившейся в основной источник распространения контрафакта.