Новый закон о госрегулировании табачного рынка призван снизить долю нелегальной продукции, но для победы над нелегальным рынком необходима системная работа

14.06.2023
Фото: РИА Новости
Новый закон о госрегулировании табачного рынка призван снизить долю нелегальной продукции, но для победы над нелегальным рынком необходима системная работа – фото

Президент России Владимир Путин подписал закон о госрегулировании табачного рынка. Нормы долгожданного отраслевого закона начнут действовать уже с 1 сентября. Эксперты уверены, что изменения законодательства помогут снизить долю нелегальной продукции, которая достигла почти 13% табачного рынка, однако долгосрочный успех в борьбе с нелегальной торговлей даст только системная работа.   

За последние семь лет объем нелегального рынка сигарет в России вырос в 12 раз или на более 1000% с 1,1% до 12,9%, по данным исследования Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК).  Масштаб нелегального оборота сигарет в РФ, по оценке Infoline, составляет в среднем около 1,4 млрд пачек в год.  

Незаконный оборот табака сегодня обходится российскому бюджету, по экспертным оценкам, в 115 млрд рублей недополученных акцизов и НДС только за 2022 год. Табачная отрасль занимает второе место по поступлениям акцизов в федеральный бюджет после нефтегазового сектора – в прошлом году они составили 660 млрд рублей или около 3% дохода.   

Согласно новому закону, производители и импортеры табачной, никотинсодержащей продукции и сырья для них должны лицензировать свою деятельность, а также регистрировать основное производственное оборудование. Также предусмотрено обязательное изъятие и уничтожение нелегальной табачной продукции и оборудования, находящихся в незаконном обороте. Функции регулятора в сфере табачной и никотинсодержащей продукции переданы Росалкогольрегулированию, который сменит название на Росалкогольтабакконтроль. 

В России уже действует целый ряд мер, направленных на сокращение объемов нелегальной торговли: растут штрафы за производство и оборот немаркированной табачной продукции, а таможенные органы получили дополнительные полномочия по проверке транспортных средств.    

С вступлением в силу нового закона правоохранители получат дополнительные инструменты для борьбы с нелегальным производством внутри страны — производить сигареты «в третью смену» или неконтролируемо импортировать крупные партии табачного сырья для нелегального производства станет значительно сложнее и рискованнее.

Но остается и другая часть проблемы — масштабная контрабанда сигарет, занимающая, по оценкам ННЦК, больше половины всего объема черного рынка. 70% в цене табачных изделий в РФ занимает налоговая составляющая. При этом за семь лет ставки акцизов выросли более чем в 2,5 раза. Только в 2021 году акцизы были увеличены на 20%. Существенная разница в ставках акцизов в России и странах ЕАЭС, с которыми у нашей страны фактически нет пограничного контроля, стимулирует переток к нам более дешевой продукции. Так, из-за разницы в акцизах, минимальная цена белорусских сигарет почти в 2,5 раза ниже российской — 50 рублей за пачку против 119 рублей. Именно Белоруссия является основным источником поставок нелегальных сигарет в Россию — на ее долю, по данным ННЦК, приходится 88% от всего объема нелегального ввоза.

Как заявил аудитор Счетной палаты Андрей Батуркин, выступая на круглом столе, посвященном акцизному налогообложению,  «существенное увеличение ставок по акцизам на табачную продукцию не приводит к ожидаемому росту поступлений в федеральный бюджет». Он подчеркнул, что «темп роста ставок по акцизам на табачную продукцию превышает темп роста соответствующих доходов, а, следовательно, существенное увеличение ставок уже не приводит к ожидаемому росту поступлений в федеральный бюджет».

По мнению Батуркина, ФНС необходимо сосредоточиться на борьбе с контрабандным табаком, «ходить по рынкам и выявлять незаконно продаваемую табачную продукцию». Однако у ФНС для этого нет ресурсов, признает аудитор. При этом такими администраторами могли бы стать региональные органы власти, уверен он. «Поэтому необходимо вернуться к вопросу о пересмотре нормативов зачисления акцизов на табачную продукцию путем перераспределения этих налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетами регионов», - подчеркивает Батуркин.

Эту идею Счетной палаты уже поддержали Совет Федерации и Минпромторг, предложивший для начала передавать субъектам 10–15% доходов от сбора акцизов на сигареты с возможностью в дальнейшем увеличить эту долю. Такая практика уже успешно применяется в алкогольном секторе.

Проголосовать
Обсуждение:
Ваш комментарий будет первый