Люди с клетчатыми сумками, так называемые челночники, заполнявшие прилавки столицы товарами из-за рубежа – яркий символ 90-х. После распада СССР бывшие советские граждане лишились не только страны, в которой они жили, но и всего привычного им мироустройства. Цены в магазинах больше не регулировались государством, предприятия закрывались, штаты сокращались, а деньги стремительно обесценивались - в такой ситуации челночники буквально взяли товарную логистику в свои руки.
Начинающие коммерсанты часто вкладывались в торговые вояжи за границу.
Сигареты, алкоголь и бытовую технику челночники тоже охотно везли из-за рубежа для последующей продажи в России. В регионах ситуация с обеспеченностью товарами была значительно хуже, чем в Центральной России. Получив товар в столице, челноки «переправляли» его дальше по стране.
Жизнь челночников была бесконечным «днем сурка»: сначала летели самолетом в крупный город, там их встречали знакомые, везли на рынок, где они полностью забивали машину блоками и коробками с сигаретами. Затем ехали на железнодорожный вокзал, перегружали товар в купе, в котором заранее выкупали все места, и на следующий день были уже в другом городе.
Согласно опросу Фонда Общественного Мнения, проведенному среди россиян в 2005 году, почти 60% респондентов относились к «челнокам» положительно, хотя и признавали, что люди занимаются такой торговлей скорее вынужденно.
Однако табачный рынок, как и любой другой в России, постепенно стал обретать своих монополистов, которые стремились к объединению всех потоков прибыли. Ярким примером такого передела стал Калининград.
Табачная война в Калининграде
Регион стоял анклавом среди европейских стран, через него шли нескончаемые потоки сигарет, и местные криминальные авторитеты, конечно, не могли этим не воспользоваться. А после того, как в январе 1996 года был принят закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области», интерес к сигаретам вырос в разы.
Новый закон отменил таможенные пошлины на ввозимую из-за рубежа продукцию и делал сверхприбыльной даже легальную торговлю импортными сигаретами. Ежедневный доход региона от реализации табака в те годы достигал до 200 тысяч долларов.
С 1998 года в Калининграде стали проходить аукционы, с помощью которых торговцы получали квоты на ввоз и реализацию сигарет. В борьбу за квоты включились многие организованные преступные группировки. Об одной из них в 2000 году писала газета «Коммерсантъ»: тогда бандиты сумели выиграть аукцион, поскольку в нем никто не участвовал, кроме них и их подставных лиц. В итоге с помощью классического картеля они получили квоту и предложили местным бизнесменам скинуться на покупку сигарет у швейцарской фирмы. Общая сумма контракта была внушительной — 29 млн долларов.
Местные предприниматели вложили деньги, однако очень скоро оказалось, что швейцарцы всех «кинули» и сигареты не прислали. Позже сотрудники правоохранительных органов установили, что никакой швейцарской фирмы не было, а на деньги, собранные с бизнесменов, бандиты купили сигареты и доставили их контрабандой в Россию. Это и стало началом настоящей табачной войны.
Ситуация привлекла внимание высокопоставленных силовиков. В регион прибыли сотрудники МВД из центра: началась операция под кодовым названием «Цунами».
«Специальные подразделения провели облавы, прочесали границы области, в первую очередь – участки, через которые проходили нелегальные поставки сигарет. Контрабанда, несмотря на таможенные поблажки, шла сплошным потоком. Табачные короли обходили таким образом выделенные им квоты на закупки сигарет», – вспоминает бывший сотрудник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России.
Убийства, взрывы, пытки — все это стало неотъемлемой частью борьбы за теневой табачный рынок в 90-е и начале нулевых. Ни одно из преступлений, связанных с гибелью «сигаретчиков» и людей из их окружения, так и не было раскрыто.
Сегодня кровавые сигаретные войны 90-х остались в прошлом, однако теневой табачный рынок пока еще - наша реальность. Он развивается быстрыми темпами, и ежегодный ущерб, который наносит государственному бюджету нелегальный табак, достигает до 100 млрд рублей. Представители власти, бизнеса и общественных организаций активно борются с проблемой, но единого решения все еще не найдено. В борьбе с серым рынком, безусловно, важен комплексный подход, касающийся и законодательных изменений, и оптимизации работы контрольных и надзорных органов, и вовлечения обычных граждан – потребителей.