Сергей Глушков: «Если потребитель не сможет купить свой продукт легально, он купит его нелегально моментально»

23.06.2025
Источник: Бизнес ФМ
Фото: JTI Россия
Сергей Глушков: «Если потребитель не сможет купить свой продукт легально, он купит его нелегально моментально» – фото

Директор по корпоративным отношениям и коммуникациям «JTI Россия» Сергей Глушков рассказал в интервью главному редактору Бизнес ФМ Илье Копелевичу, как в индустрии относятся к возможному введению лицензирования торговли табачной и никотинсодержащей продукцией и как бороться с ее нелегальной продажей в интернете.
– У нас в студии Сергей Глушков, директор под корпоративным отношением «JTI Россия». Это, как многие знают, одна из трех крупнейших транснациональных табачных компаний, один из основных производителей и поставщиков в России. Мы знаем, что акцизы растут. Вместе с ростом акцизов, естественно, растет нелегальная торговля. У нас невыровненные налоговые режимы с окружающими странами, свободные границы. Все это мы прекрасно знаем. Насколько велик масштаб этого нелегального рынка сейчас?
Сергей Глушков: К сожалению, этот масштаб до сих пор значительный — чуть менее 11% от общего рынка. Много это или мало? Все в этом мире относительно. Еще каких-то 15 лет назад нелегальный продукт практически отсутствовал на табачном рынке. А три-четыре года назад процент нелегальной продукции на табачном рынке достигал 16%. То есть сейчас он упал почти на треть.
– Благодаря чему?
Сергей Глушков: Вопросов два. Во-первых, государство наконец осознало это как проблему. Причем осознало не только российское государство, но и наши партнеры по ЕАЭС. Вы совершенно справедливо сказали, что очень большая разница между акцизами в соседних странах внутри ЕАЭС, где отсутствуют таможенные границы, но существует межправсоглашение, которое выравнивает более-менее акцизную нагрузку. Да, разбег до сих пор плюс-минус 20%, максимальная разница 40%, но все-таки это уже не кратная разница, которая была совсем недавно. И, во-вторых, на российском рынке табачная индустрия была одним из пионеров обязательной маркировки, что позволило фактически любому человеку, а не только проверяющему, очень быстро понять, легальные перед тобой товары или нет, если это волнует проверяющего или конкретного потребителя.
– Чаще покупателя волновала больше цена, чем наличие этой маркировки. Сейчас вовсю обсуждается введение лицензирования торговли. Этот вопрос спорный. Каково мнение табачной индустрии? Вы же не ретейл. Понятно, что ретейлу, особенно мелкому, это обременительно. Как вы к этому относитесь?
Сергей Глушков: В прошлом году было введено лицензирование поставок табачного сырья и производства табачных изделий на территории Российской Федерации. Было выдано около 250 лицензий. Это было удивлением для табачной индустрии, никто не мог предположить, что у нас так много игроков. Еще большим было удивление для налоговых органов. Но спасли ситуацию всеобщего удивления бравые таможенники, которые сказали, что у нас достаточно много импортеров, в том числе и не традиционных сигарет, а другой табачной продукции, которые составили эти самые несколько сотен неизвестных доселе рынку игроков. Сейчас процесс продолжается, отсеиваются лицензиаты, которые уходят с рынка, но государство обозначило решение: они хотят продолжить лицензирование и довести его на оптовую и розничную торговлю.
– Вплоть до ларька. Если он вообще сможет существовать.
Сергей Глушков: Если ларек позволен. На самом деле, это скорее павильонные магазины. Ларьки уже давно отсутствуют для торговли табачными изделиями. Мы относимся к этому положительно. Это позволит вернуться к первой части нашей беседы, когда вы сказали, что для потребителя самое главное — цена за пачку сигарет, а не то, промаркирована она или нет, неважно, акцизной маркой или маркировкой. Но потребитель не покупает эти сигареты в безвоздушном пространстве, он покупает или онлайн, что категорически запрещено законом, или в ближайшем к нему пункте продаж. Официальный он или нет, потребитель не знает. Но зато об этом должны узнать проверяющие органы и региональные власти, которые выдают лицензию на торговлю как алкоголем, так и теперь, как предполагается, будут выдавать лицензию на торговлю табачной и никотиносодержащей продукцией. Скорее это плюс. Потому что тогда продавец рискует не только штрафом…
– А лишится бизнеса.
Сергей Глушков: Да, лишится бизнеса вообще.
– Как, на взгляд индустрии, бороться с онлайн-продажей? Там незаконно все с самого начала.
Сергей Глушков: Мы сейчас полностью поддерживаем законодательную инициативу, которая уже прошла первое чтение в парламенте. Она предполагает возможность досудебной, внесудебной блокировки сайтов, которые занимаются продажей, распространением или рекламой запрещенной к обороту онлайн-продукции, такой как табачная и никотинсодержащая продукция.
– То есть до сих пор надо было судиться с каждым?
Сергей Глушков: Да, занимало полгода, чтобы закрыть этот сайт. За это время злоумышленники создавали зеркало в кратном размере. Если эта проблема будет решена, это значительно упростит борьбу с нелегальной продажей в интернете.
– Когда так сильно росли акцизы, мы все думали, что доля нелегальной продукции — дешевой, легко доставляемой — будет жутко расти. Как я узнал от вас, этот тренд развернут.
Сергей Глушков: Это развернуто не благодаря росту акцизов, а благодаря комплексу мер — как бизнеса и государства, так и наших союзников по ЕАЭС. Это комплексная программа, которая начала приносить первые плоды. Но если лицензирование, о котором вы только что упомянули, пройдет не так, как должно, и если в результате этого лицензирования не увеличится количество легальных точек, если процесс пойдет в другом направлении, и количество легальных точек сократится, то тогда тренд на уменьшение нелегального рынка развернется моментально, потому что свято место пусто не бывает. Если наш потребитель не сможет купить свой продукт легально, он купит его нелегально моментально.

Проголосовать
Обсуждение:
Ваш комментарий будет первый