Сергей Катасонов: «Перераспределение доходов от акцизов в регионы – однозначный плюс с точки зрения борьбы с контрабандой»

12.07.2024
Фото: ria56.ru
Сергей Катасонов: «Перераспределение доходов от акцизов в регионы – однозначный плюс с точки зрения борьбы с контрабандой» – фото

В начале июля Совет Федерации подготовил рекомендации, которые стоит учесть при формировании федерального бюджета на 2025-2027 годы. Только в перечне, адресованном Правительству, 78 пунктов. В частности, правительству порекомендовали проработать вопрос о расширении полномочий региональных органов власти в сфере налогов и сборов для укрепления доходной базы, а также подумать над более справедливым распределением доходов от табачных акцизов между федеральным и региональными бюджетами.

Об этом, а также о системе «Цифровой акциз» портал «Стоп нелегальный табак» поговорил с доктором экономических наук, заместителем председателя Правительства Оренбургской области, депутатом Государственной думы VI-VII созывов Сергеем Катасоновым.

- Сейчас в Государственной Думе и Совете Федерации обсуждают возможность расщепления доходов от акцизов на табачную продукцию между федеральным бюджетом и бюджетами регионов России. Как Вы считаете, даст ли такое решение дополнительный стимул регионам бороться с нелегальным табачным оборотом? И каковы перспективы принятия такого законопроекта?

Думаю, что, несомненно, когда регионы станут участниками процесса и будут получать деньги в бюджет, их заинтересованность в борьбе с нелегальным табачным оборотом будет значительно больше. Но очень важен и размер отчислений от акцизов в региональный бюджет. Если речь идет о 3%, то это не самые большие деньги для региона. Если же мы говорим о 10-15%, о которых теперь и рассуждают в Совете Федерации, это, безусловно, сможет повлиять на ситуацию с нелегальным табаком. 

Перераспределение доходов от акцизов на табачную продукцию в регионы – однозначный плюс с точки зрения борьбы с контрабандой.

Вопрос по срокам принятия подобных мер сложный, ведь речь идет о выпадающих доходов федерального бюджета. Поэтому, учитывая сегодняшнее напряженное состояние бюджета страны, я думаю, что пока этот вопрос на повестке стоять не будет. Но позже, когда сложится более благоприятная ситуация, это станет возможно, что окажет положительное влияние на борьбу с нелегальным табачным оборотом.

 

- С 1 июля действуют новые требования для табачной продукции, ввозимой в Россию из-за рубежа. Импортная табачная продукция должна будет иметь на упаковке акцизную марку и код маркировки, нанесенный по утвержденным правилам. При этом акцизная марка должна быть и на импорте из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Как Вы полагаете, поможет ли это снизить поток контрафакта из соседних стран? И почему именно из стран ЕАЭС идет самый большой поток нелегального табака?

Самый большой поток нелегального табака идёт в Россию из стран ЕАЭС, потому что у наших стран единое таможенное пространство, то есть фактически таможни нет. Соответственно, если граждане или грузы ЕАЭС пересекают государственную границу, то, на сегодняшний день пока не существует закона, который бы позволял соответствующим службам, скажем так, контролировать этот процесс. 

При таком, что называется, свободном хождении контрабанда практически естественна. Половина всей контрабанды нелегального табака и никотинсодержащих изделий приходят из Белоруссии. Это происходит, потому что у наших стран наиболее лояльные отношения, чем пользуются контрабандисты.

Если говорить о том, каким образом можно пресечь такой поток контрабанды, то единственный вариант – это гармонизация акцизов. То есть нужно, чтобы примерно одинаковые ставки существовали и в Белоруссии, и в России. Тогда сам собой исчезнет экономический смысл ввозить контрабандой сигареты и другие табачные изделия. Остальные меры не дадут такого сокрушительного эффекта.

 

- Как в целом, Вы оцениваете систему «Цифровой акциз», которая заработала в России с 1 июля? Будет ли она способствовать обелению табачной отрасли?

Да, действительно, с 1 июля акцизы переходят на цифровое обеспечение кодом маркировки. В принципе, с точки зрения уплаты самого акциза ничего не меняется.

Вместо марок теперь подтверждение оплаты акциза служит наличие цифрового кода на пачке. При этом сами специальные и акцизные марки сохраняются.

Для легальных производителей и импортеров это техническая замена. Для нелегальной продукции этот переход тоже сильно не поменяет ситуацию.
 Результат будет во многом зависеть от работы контрольных и правоохранительных органов и правоприменения федеральных законов и норм.

Но, в конечном итоге, отладка системы цифровых акцизов – это такой же плюс, как и перераспределение бюджета на табачные акцизы. Этот элемент направлен на упорядочение, упрощение и более быстрое оформление табачной продукции. По цифровым кодам мы сможем увидеть, сколько товара произведено и ввезено, сколько уже выбыло, сколько не выбыло.

«Цифровой акциз» – это, своего рода, техническое упорядочение в табачной индустрии.

Проголосовать
Обсуждение:
Ваш комментарий будет первый